Менестрели об автобанах
Биография и география легендарной «Троицы» на страницах новой книги Ивана Кирчука Десять лет, пять альбомов, сотни фестивалей и тысячи километров. В конце прошлого года группа «Троица» отметила юбилей. С 1999 года этно-трио, которое прославило белорусскую народную музыку на весь белый свет, колесило по городам и весям, чтобы донести до слушателя то несказанное и трепетное, что представляет собой аутентичная культура белорусского народа – от древнейших песнопений до ярмарочной батлейки.
Десять лет, пять альбомов, сотни фестивалей и тысячи километров. В конце прошлого года группа «Троица» отметила юбилей. С 1999 года этно-трио, которое прославило белорусскую народную музыку на весь белый свет, колесило по городам и весям, чтобы донести до слушателя то несказанное и трепетное, что представляет собой аутентичная культура белорусского народа – от древнейших песнопений до ярмарочной батлейки. Любителям Перуна, купальских ночей, хороводов и, главное, волшебной живой музыки, от которой дрожь пробирает, артисты подарили не только праздничный сольный концерт в КЗ «Минск», но и возможность пополнить домашнюю библиотеку. Специально к этому знаковому событию Иван Кирчук презентовал собственную книгу.
Я села читать «Автобаны и менестрели» вечером. Отложила часа в четыре – подруга заставила выключить свет, иначе ночь могла бы стать бессонной. Честно говоря, до этого я знала об Иване Ивановиче немного: вокалист с неповторимым голосом и фанатичный собиратель фольклора и старинных музыкальных инструментов. Прекрасный телевизионный фильм Сергея Рыбакова «Сонцам асьвячуся», в котором Кирчук выступает в роли самого себя, запал мне в память еще в юности. Помню, как Иван Иванович путешествовал по белорусским деревням – не причесанным агрогородкам со всеми удобствами, а полумертвым, заброшенным, где доживают свой век несколько стариков, тех, что еще помнят молитвы и песни, которые раньше передавали из поколения в поколение. Меня тогда поразила бескомпромиссность и какая-то неведомая внутренняя сила этого человека. Даже на экране было видно, что он действительно знает, для чего живет.
«К началу учебного года мы с отцом привезли машину предметов народного быта, и я счастливо расставил их в кабинете. В углу повесил икону. Директор училища В.В. Таран заглянул и сказал: «Хорошо! Но Боженьку сними». Время было другое…»
Только задумайтесь, эту авантюру Кирчук закрутил в 90-е годы прошлого столетия! То есть он порядком рисковал! И с иконами, и с выбором песен, потому что народная культура и родной язык тогда еще не были в почете, а о продюсерах и спонсорах и речи быть не может. Прискорбно, однако неудивительно: первыми слушателями «Троицы» стали европейцы. Этно-коллектив пробивал себе дорогу без государственной поддержки, из-за чего, кстати, и поползли всякие слухи.
– Некоторые думают, будто «Троица» по заграницам ездит и в золоте купается. Здесь описано, как все происходило на самом деле. Иногда не то что золота, условий нормальных нет! – сразу же предупредил журналистов Кирчук.
«Я и Виталик съели последнюю банку тушенки. Глядеть на нее не хочется! Только в 18:00 мы должны уехать. От всего плохо. Вновь ходят полицейские, всех будят, но все падают, словно мухи. Скорей бы в поезд, может, выспимся?»
Книга остроумна и очень откровенна. В ней собраны записи музыканта более чем за десять лет. Упоминается даже старый состав группы, которая распалась в 99-м году, чтобы позже возродиться в новом качестве. Как признается Иван Иванович, заметки он вел хаотично, писал порой на чем придется – салфетках, афишах. Складывается впечатление, что чужой дневник попал вам в руки случайно, настолько искренне и проникновенно Кирчук пишет о своем детище – «Троице». Первые фестивали, где песни белорусских бабушек отродясь не слыхали, поломанные посреди дороги автобусы, тоска по дому и непростые отношения в коллективе – через многое пришлось пройти Ивану Ивановичу, чтобы о группе заговорили.
Путевые заметки в книге чередуются с притчами, сказками и стихами. Литературный талант Кирчука вне конкуренции, вот уж правду говорят – талантливый человек талантлив во всем. Иван Иванович не заигрывает с читателем, не боится показаться наивным и сентиментальным. Одни его стихи заставляют задуматься, другие – улыбнуться. Поражает удивительное свойство Кирчука замечать прекрасное в самом заурядном.
«Паутинка – гамак для Росинок,
А Росинки – колье из Слезинок.
В небесах на крыльях – Будильник.
Не заметишь,
Как скоро «полтинник»…»
– Обо всех фестивалях и концертах рассказать в одной книге невозможно. Здесь только самые интересные моменты, – заранее пояснил Иван Иванович, – встречи с неординарными людьми, дорожные приключения, истории с покупкой музыкальных инструментов… Просеивать пришлось многое – изначально «Автобаны и менестрели» были в три раза больше.
Тираж книги небольшой – обладателей путевых заметок Кирчука можно будет смело назвать счастливчиками. А охотникам за эксклюзивом надо поспешить.
Екатерина ГАБЫШЕВА