САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Вячеслав Тихонов:

Связь с предками неразрывна… Накануне Старого Нового года исполнится сорок дней с той поры, как на всем постсоветском пространстве зрители простились со своим любимцем, народным артистом СССР, лауреатом Госпремии СССР, Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых, а также Ленинской премии Вячеславом Тихоновым. Артист ушел от нас 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни.

Связь с предками неразрывна…

Накануне Старого Нового года исполнится сорок дней с той поры, как на всем постсоветском пространстве зрители простились со своим любимцем, народным артистом СССР, лауреатом Госпремии СССР, Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых, а также Ленинской премии Вячеславом Тихоновым. Артист ушел от нас 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни. Вячеслав Васильевич был родом из Павловского Посада, в городе и сегодня висят баннеры с его портретом в честь 80-летия, а беседовали мы с актером в те дни, когда в Москве состоялась премьера фильма Сергея Урсуляка «Сочинение к Дню Победы», отмеченная призом «Кинотавра» (1999 год).
В этом фильме Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов и Олег Ефремов играют летчиков-асов, бывших фронтовиков, для которых гримасы современной жизни оборачиваются ситуацией, требующей серьезной битвы за свою честь. И бывшие советские солдаты, полвека назад отстоявшие свободу в боях с фашистами, не растерялись перед спецназовцами.
– Вячеслав Васильевич, происходящее в «Сочинении к Дню Победы» временами воспринимается как документальное событие. Вам известно, как принимают ленту зрители?
– Со зрителями Павловского Посада еще не общался, а вот на премьере в Доме кино успех был значительный. Люди долго аплодировали стоя, потом бурно обсуждали фильм в фойе, многие подходили ко мне, обнимали, говорили, что это здорово. Это было приятно, потому что по сюжету мой герой, один из летчиков, особых эмоций не должен был вызывать – эмигрант, нерусский по национальности. Кто именно, я не акцентировал, я играл судьбу человека, который вырос в Советском Союзе и дрался за этот Союз, будучи совсем молодым. И вот спустя много лет он приезжает в Россию, чтобы вместе со своими друзьями пройти по Красной площади среди ветеранов. Возможность показать, что стало с этими людьми по прошествии десятилетий, и привлекла меня к участию в фильме.
Знаю, что картина будет воспринята неоднозначно. Не всем понравится, как в ней показаны военные, и вообще трудно судить, увидит ли ее широкий зритель. Но мне очень хотелось бы, чтобы фильм посмотрели молодые люди разных поколений, те, чьи отцы и деды, а может, и прадеды отвоевывали свободу.
– В финале картины, презрев ложь, обман, оскорбление, ваши герои улетают на угнанном самолете в никуда…
– Вот этот финал-то и может иным не понравиться, но фильм сделан на сегодняшнем фоне, и трудно уличить нас в неправде.
– Скажите, вы часто бываете в Павловском Посаде? Что связывает вас с этим городом?
– Я здесь родился, мои предки, дальние и близкие, мои папа с мамой лежат в этой земле. Родных здесь не осталось, но я, хоть и нечасто, бываю в Павловском Посаде. Руководители города внимательны ко мне, поздравляют со всеми моими праздниками, помогают, если в чем-то нуждаюсь.
– Каким остался город в вашей памяти?
– Детство запомнилось добрыми людьми, которые окружали меня, а были это простые рабочие и их дети. Я вращался среди этих ребят, и правила поведения там были очень здоровыми. Уж если ты был кем-то предан, то обязан был воздать за предательство, а если предал ты, то тоже получал сполна. То есть среди мальчишек были четкие нравственные устои, которые взрослыми, к сожалению, часто утрачиваются. Там, в той стране, не было подхалимства, взяток – царили здоровые отношения, какие и должны быть между людьми.
– Ваши родители из рабочей среды?
– Да, мой отец работал на текстильной фабрике, а одно время в ремесленном училище, где и я учился, а потом работал на заводе, на станке. Мама была воспитательницей в детском саду. Жили мы в центре города.
– Вы росли пай-мальчиком или драчуном?
– Ну, какой пай-мальчик – и драки, и наступления район на район – все было. Но внутри своего сообщества мы крепко держались друг за друга. Самым страшным было, если тебя выбрасывали из компании, ты становился одиноким. Были у нас и неписаные законы. Именно тогда я научился курить, потому что так было положено. А где было взять курево – собирали чинарики. Или ходили все с наколками. Видите, у меня на левой руке – знак того времени. Для чего все это делалось, мне и сейчас трудно понять. Но появлялась у тебя наколка – ты как бы сразу становился очень взрослым.
– Предвещало ли что-то в вашем детстве-отрочестве блистательную кинематографическую карьеру?
– Какая карьера! В это время началась война, и поначалу мы, мальчишки, восприняли этот факт не очень серьезно. А все потому, что на нашей памяти уже были две войны: одна – финская, другая – на Халхин-Голе, казалось, что и эта пройдет где-то там. И только по тому, как отнеслись к этому известию наши отцы, мы поняли, что это очень серьезно. Особенно когда они стали один за другим уходить туда, на фронт. Где отец? На фронте – был самый привычный разговор. Уходя, отцы говорили нам, мальчишкам, одно: «Береги мать. Помогай матери». И мы оставались одни. В 41-м мне было 13 лет.
– Наступало время перелома?
– Не просто перелома – это был жизненный Рубикон. Мы намного раньше повзрослели и строже стали относиться к тем истинам, которые постигали в своей мальчишеской жизни. Наши отцы были ТАМ, и мы не имели права их предать.
– Как же все-таки возникло кино?
– Постепенно и неожиданно. Поскольку телевидения еще не было, окошечком в мир прекрасного для нас стал кинематограф – искусство, к счастью, глубокое и серьезное на тот момент. По нескольку раз ходили мы на одни и те же фильмы, наблюдали великолепную игру Петра Алейникова, Марка Бернеса, Бориса Андреева, Николая Крючкова. Их фильмы уводили нас в иной мир. И мы совершенно забывали, что это сыграно, мы жили той жизнью, которая бурлила на экране. Слава Богу, что фильмы те рождали добрые чувства друг к другу и к стране – ко всему, что нас окружало. Так что это замечательные наши актеры позвали меня в сказочный, непонятный мир кино.
– Какую-то актерскую подготовку вы получили в городе?
– Нет, просто поехал поступать во ВГИК – и не был принят. Мне сказали, что я слишком молод, что надо поучиться где-нибудь, а потом показаться еще, может, и пройду. Правда, в тот первый раз я был совершенно не готов к поступлению.
– Вячеслав Васильевич, ваше недавнее заявление об уходе из кино сделано не под влиянием эмоций?
– Просто я вижу, что не вписываюсь в сегодняшний кинематограф, нет моей темы, а играть абы что мне не хочется. Не могу предавать те роли, по которым зритель помнит меня и с благодарностью всегда встречает.
– Какие из ваших ролей – героические или характерные, классика или современность – оказались для вас наиболее важными в смысле актерского роста?
– Особого выбора не было. Поначалу меня не очень воспринял кинематограф, и на многие картины не утверждали по внешним данным. Директором «Мосфильма» был Иван Пырьев, и когда ему показывали мои кинопробы, он говорил, что я похож на грузина, армянина, азербайджанца, но только не на русского. Так что все это время я набирался опыта на сцене Театра киноактера. И только благодаря настойчивости и мужеству Станислава Ростоцкого, взявшего меня на свой страх и риск в фильме «Дело было в Пенькове» на роль характерную, моя кинематографическая карьера круто изменилась.
– Вашим первым фильмом была «Молодая гвардия». Каково ваше отношение к этой теме, ведь сегодня в ней под сомнение ставится все – от реальных событий до отражения их в литературе и кино?
– Как тут можно относиться – комсомольская организация под руководством Олега Кошевого существовала. Комсомольцы Краснодона взяли на себя эту миссию – бороться с фашистами. В этом сомневаться не приходится – живы еще свидетели. А в то, насколько реально и объективно эта история описана и воссоздана на экране, вдаваться не хочу. Вначале мы сделали спектакль, который шел на сцене Театра-студии киноактера, и этот спектакль впоследствии был перенесен на экран. Фильм стал дипломом актерского курса мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, главные роли сыграли их выпускники. Я учился у других педагогов, и мне досталась роль второстепенная – Володи Осьмухина.
– Участие в фильме-эпопее «Война и мир» можно рассматривать как эпоху в любой актерской карьере. Каковы ваши впечатления, связанные с ролью Андрея Болконского?
– Очень сложные. Это самая трудная роль в моей творческой биографии. Я недоволен тем, как она получилась. Причина, возможно, в том, что психологически я оказался неподготовленным к роли Болконского – человека закрытого, воспитанного в стиле комильфо. А я только что закончил сниматься в «Оптимистической трагедии», где мой герой Алексей был анархистом. Поэтому мне нелегко было все это преодолевать, и порой Сергей Федорович Бондарчук был недоволен. И я был недоволен тем, как у меня получается, но ничего не мог с собой поделать. Так что в результате, на мой взгляд, лишь одна-две сцены получились по-настоящему интересными.
– Чем объясняете обвальный успех фильма «Семнадцать мгновений весны»?
– Этого не знает никто, потому что существует тайна искусства. Знаем, сколько хороших картин с прекрасными актерами выходит на экран и тут же забывается. На успех «Мгновений» работало все – и время, в которое фильм вышел, и уникальная личность Юлиана Семенова, и актерский ансамбль, с такой точностью подобранный Татьяной Михайловной Лиозновой. Многое привносилось в фильм актерами, и Лиознова была очень внимательна к нашему видению героического времени. «Не надо» произносила только в крайних случаях, а чаще молчала, выслушивая наши предложения. И это означало – годится. Татьяна Михайловна очень бережно, я бы сказал, по-матерински относилась ко всем ролям в фильме – отчасти разгадка формулы успеха в этом.
– Верите ли вы, что Россия, подобно самолету из фильма «Сочинение к Дню Победы», взлетит над своими бедами и несчастьями в стремлении к возрождению?
– Сравнение не совсем правомерное. Лайнер, который угоняют друзья-летчики, взлетает трагически-стремительно и навсегда исчезает под пеленой облаков. У меня нет сомнения, что наша страна рано или поздно оправится от бед, но произойдет это не скоро. Предстоит долгий путь борьбы, но если не верить в счастливый исход, можно потерять сам смысл жизни. А простят ли нам это предки?!

Нина КАТАЕВА

Москва, 1999 год

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко: Все заложенные в Конституции принципы и нормы должны работать на практике
  2. МОК опубликовал окончательный список из 15 россиян, которые выступят на ОИ
  3. Эстония, вслед за Латвией и Литвой, запретила въезд автомобилям из Беларуси
  4. Лавров на заседании Совбеза ООН спросил у постпреда США, туда ли она пришла
  5. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  6. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  7. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  8. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  9. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  10. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  11. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  12. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  13. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  14. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  15. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также