САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Восток и Запад сошлись в Оренбурге

Для создания в Оренбурге Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард» обнаружилось такое количество географических предпосылок, исторических отсылок и литературных ассоциаций, что, кажется, его нельзя было не организовать.

Для создания в Оренбурге Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард» обнаружилось такое количество географических предпосылок, исторических отсылок и литературных ассоциаций, что, кажется, его нельзя было не организовать. Оренбург стоит на границе между Европой и Азией. Если немного свернуть от центральной улицы Оренбурга и перейти мост через реку Урал, можно увидеть стелу, на постаменте которой с одной стороны написано «Европа», с другой – «Азия» (с одной – Россия, с другой – Казахстан). Здесь все цитируют Киплинга: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись!» Неправ поэт: в Оренбурге – сошлись! В этом казацко-казахском крае 129 народностей и православные храмы мирно соседствуют с мечетями.
У фестиваля один из самых красивых призов – «Золотой сарматский лев» – увеличенная копия древнего женского украшения из коллекций сарматского золота (есть и в московском Пушкинском, и в местном краеведческом музее). Вообще, делясь полученными сведениями об Оренбуржье, трудно остановиться: а первая в России Академия наук, а полезные ископаемые – нефть, газ, золото, яшма, а оренбургский пуховый платок, который можно протянуть через бриллиантовое колечко! В Оренбурге гордятся трехдневным пребыванием в городе А.С. Пушкина, который приезжал изучать историю Пугачевского восстания, помнят, что здесь бывали Карамзин, Державин, Крылов, Плещеев, Даль, Шевченко…
Проехав несколько километров от города по степи на восток, можно попасть в «Пугачевскую крепость». Она стоит на красивейших холмах над рекой (только специалисты могут определить, что некоторые из них и не холмы вовсе, а приобретшие мягкие очертания те самые курганы сарматских царей) – это декорации, оставшиеся после съемок картины Александра Прошкина «Русский бунт» по пушкинской «Капитанской дочке».
Получая «Золотого сарматского льва» «За вклад в киноискусство», Александр Прошкин призывал кинематографистов снимать в Оренбуржье кино – во-первых, необыкновенно красиво, во-вторых, солнечных дней больше, чем в Сочи, и рассказал, как его сердце навсегда осталось в близлежащем от Оренбурга поселке Саракташ. Он договорился с саракташскими жителями, что для съемок в «Русском бунте» те будут отращивать бороды. Но кончилось финансирование, и в газете «Известия» напечатали, что фильм закрыт навсегда. А в Саракташе вышла газета-молния, где было написано жирным шрифтом на первой полосе: «Саракташцы, не верьте «Известиям», бороды не брейте!»
А вот Сергей Соловьев, который тоже получил «Золотого сарматского льва», восхищаясь красотой приза, отнесся к нему с осторожностью: мол, получив такой приз, можно успокоиться и перестать работать!
Думается, что в данном случае главный интерес Комитета Государственной Думы по культуре состоял в проведении международного форума кинопродюсеров Industry Office. В нем принимали участие отечественные и зарубежные продюсеры. На кинофоруме рассматривались проблемы копродукции (продюсеры из России, Италии, Турции, Армении, Украины, Индии, Польши, Германии представили свои проекты, обсуждали возможности взаимного сотрудничества, общались, налаживали контакты), а также обсуждались внутренние проблемы российского кинематографа. Здесь впервые был вынесен на суд общественности новый порядок государственного субсидирования кинематографа. Председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, который встал во главе оргкомитета фестиваля, проинформировал присутствующих о путях решения этой проблемы, предложенных на недавнем Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии, и просил кинематографистов дать свои предложения. Он рассказал, что государственное финансирование кинематографа в 2009 году увеличено до 5 миллиардов 562 миллионов рублей. Двухмиллиардная прибавка 2009 года была не только откликом на трудности рынка, связанные с кризисом, но в первую очередь осознанной государственной политикой. Ее цель – создать систему существования кинематографа как экономически эффективной отрасли. Обсуждался новый порядок распределения государственных средств, при котором государство будет давать деньги не на конкретные проекты, а делить их между несколькими крупнейшими студиями страны, которые хорошо себя зарекомендовали. Отдельные продюсеры и небольшие студии будут приходить со своими проектами в эти крупные. Предложение имело как своих сторонников, так и противников.
Программа кинопоказов, озаглавленная «Классика и авангард», состояла из двух частей, призванных, по замыслу устроителей фестиваля, воспитывать думающего зрителя. На классике – ретроспективе картин Сергея Соловьева, программе «Классика авангарда», которая включила в себя такие картины, как «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Зеркало» Андрея Тарковского, «Я – Куба» Михаила Калатозова. И авангарде – в первую очередь международной конкурсной программе, где в каждой из картин обозначена тема «Восток – Запад», хотя во многих случаях и формально. Это можно сказать и о норвежской картине «Томми в аду» Ове Раймонда Гилденаса (Гран-при фестиваля и приз за лучшую режиссуру), в которой при всем желании не отыщешь ни диалога культур, ни авангарда. Драма о трудностях полового созревания типична как для Востока, так и для Запада, как в наши дни, так и во все времена. Здесь авторам не удалось сказать нового слова, пусть даже герои фильма – подростки разных национальностей. Как представляется, развитие и раскрытие темы фестиваля наиболее точно прозвучало в смешной, искренней, лирической картине казахского режиссера Марата Сарулу «Семья», никак не отмеченной жюри, но очень тепло принятой зрителями. Анекдотическая история о том, как в одной деревне жена русского Ивана родила смуглого мальчика, а жена казаха Ассана – белобрысого, превращается в притчу о том, что все мы, живущие на Земле, – одна семья. Дело поправил губернатор области, который от имени зрителей наградил картину собственным призом. Это был не «Золотой сарматский лев», а статуэтка Машеньки – героини «Капитанской дочки», которая тоже, как теперь принято говорить, является брендом этого края.

Татьяна СЕМАШКО
Москва – Оренбург

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Исполнивший роль голого Диониса на открытии Олимпиады в Париже Филипп Катерин принес извинения
  2. Подоляк: Украина хочет вести переговоры с РФ на основе международного права
  3. Путин установил разовую выплату 400 тысяч рублей для участников СВО
  4. Тишкевич: оппозиция хотела ударить дронами по территории Беларуси
  5. Избранный президент Индонезии прибудет в Россию
  6. В России начался третий этап учения нестратегических ядерных сил
  7. Александр Лукашенко помиловал приговоренного к казни немца Рико Кригера
  8. Вячеслав Володин рассказал о новых инициативах в сфере миграционной политики
  9. Беларусь выдаст Турции ее гражданина, обвиняемого в убийстве
  10. Полковник Райснер: ФАБ-3000 ВС России полностью уничтожают пункты размещения ВСУ
  11. В России поддержат развитие креативных индустрий
  12. Северный флот сообщил о развертывании сил в Баренцевом море в рамках масштабных учений ВМФ
  13. Володин принял участие в церемонии инаугурации президента Ирана
  14. В России легализован майнинг криптовалют
  15. Владельцев блогов и каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков обяжут передавать сведения о себе в Роскомнадзор

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

В космосе только девушки

Юлия Новицкая

Сейчас уже не удивляются, когда слышат, что женщины работают в открытом космосе.

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также