САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Уверуй, что все было не зря…»

На первый взгляд Шукшина ставить легко: выпуклые, остро очерченные характеры, великолепные живые диалоги, трагикомические коллизии…

На первый взгляд Шукшина ставить легко: выпуклые, остро очерченные характеры, великолепные живые диалоги, трагикомические коллизии… Между тем удачных инсценировок и экранизаций его произведений крайне мало. Даже в самых известных нет-нет да и проскользнет какая-то фальшь, «игра в народ», отстраненно-умиленный взгляд на «тех, других».
На мой взгляд, избежать этого удалось нашумевшему спектаклю Театра Наций, созданному по десяти шукшинским рассказам. Может быть, как раз в силу того, что режиссер спектакля Алвис Херманис изначально и не ставил задачей добиться «историческо-этнографической» правдивости. Аутентична здесь только музыка – бесхитростно исполненные тягучие народные песни.
Да, актеры вместе с режиссером перед началом репетиций посетили родину писателя – село Сростки на Алтае, пообщались с местными жителями, многие из которых если и не напрямую – шукшинские герои, то уж опосредованно типаж здешних человеческих характеров точно воплощают.
Однако посещение Алтая, как оказалось, было не столько для того, чтобы копировать их поведение и, как говорится, «вжиться в образ», сколько для создания общего настроя спектакля (ну и, конечно, для работы над сценографией).
Камертоном спектакля, в котором собраны самые разные по жанру рассказы – лирические, комические, трагедийные, становится, на мой взгляд, жизнелюбие сростинцев, шукшинских «чудиков» и, я думаю, самого Василия Макаровича. Именно эту солнечную черту уловил Алвис Херманис вместе с актерами театра и сумел передать зрителю.
И поэтому спектакль, по большому счету, отвечает высокой планке, поставленной когда-то Шукшиным: «Нравственность есть правда».
Так получилось, что автору сих строк пришлось долгое время прожить на Алтае, часто бывать в Сростках. Соответственно, возникали опасения увидеть «не то», сделанное «не так». Но, наверное, единственное, что ощутилось диссонансом, – яркие, выполненные скорее в стиле рекламных плакатов, нежели в жанре фотодокументалистики, огромные фотографии, которые поочередно становились фоном каждого рассказа, то есть каждого мини-спектакля. Собственно, это и была вся сценография – да еще длинная скамейка на первом плане, словно символизирующая открытость деревенской жизни: все на виду, всем про всех известно, все можно и нужно обсудить.
Фотографии, сделанные Моникой Пормале, показались вызывающе лубочными. Да, подобные моменты – постановочно-праздничные – выхватить из монотонной деревенской жизни всегда можно. Но быт российского села, даже такого зажиточного, как Сростки, увы, несколько иной. А уж в шукшинские-то времена он разительно отличался от той «лепоты», на фоне которой происходит действо.
Однако вскоре поняла, что это – не оплошность, а соответствие именно тому важнейшему смысловому акценту спектакля: бьющей через край любви к жизни (а отсюда – умение замечать все мелочи, любить, переживать, сострадать, отчаиваться, стремиться к прекрасному в любых его проявлениях).
Именно потому так легко, весело, азартно играют актеры. Здесь каждый по-своему хорош – Павел Акимкин и Дмитрий Журавлев, Юлия Свежакова и Юлия Пересильд, Александр Новин и Александр Гришин. Но, безусловно, спектакль ставился в первую очередь под наших звезд – Чулпан Хаматову и Евгения Миронова. И они вновь подтвердили неисчерпаемость своего таланта, ибо именно умение перевоплощаться – не только из молодых в стариков и обратно, но удивительно точно создавать характерные образы, заставляющие зал плакать и смеяться, смеяться и плакать, – это свойство действительно великих артистов.
То, как реагировал зал на образное шукшинское слово в блестящем актерском исполнении, с какими просветленными лицами люди покидали зал, позволяет надеяться, что спектакль оправдал надежды писателя, сказавшего когда-то: «Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, неимоверной тяжести победы, наши страдания…»
В одной из рецензий прозвучала фраза, сказанная о латышском режиссере: он научит нас родину любить. Это, конечно, вопрос большой и больной, но одно точно: спектакль подвигает нас к пониманию родины, ее «маленьких людей», страдающих порой почище рафинированных интеллигентов. И для большинства наших современников открывает такого великого писателя, как Василий Макарович Шукшин.

Алена ЖУКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. ФСБ: Установлены причастные к подготовке убийств офицеров из командования ВКС РФ
  2. Омская область и Беларусь подписали план сотрудничества на три года
  3. Лукашенко предложил поставить памятник корове в знак признания ее вклада в обеспечение продовольствием, особенно в трудные времена
  4. Александр Бортников: США хотят расширить украинский конфликт на Молдавию и Беларусь
  5. Александр Лукашенко заявил, что Беларусь обеспечена зерном, ожидаемый урожай — более 10 миллионов тонн
  6. Сергей Лавров: Украинские эмиссары вербуют боевиков в Сирии
  7. В Калининграде проходит форум Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба»
  8. Глава ФСБ: Вербовщики исполнителей теракта в «Крокусе» состояли в «Вилаят Хорасан»*
  9. Посол Анатолий Антонов заявил, что в США ему угрожали физической расправой
  10. Совбез ООН проведет 4 октября заседание по подрывам «Северных потоков»
  11. За ночь над тремя областями РФ и Азовским морем уничтожено 18 украинских беспилотников
  12. В Беларуси планируют разработать Экологический кодекс
  13. Курскую АЭС попытались атаковать ВСУ — с помощью НАТОвского вооружения
  14. Путин в преддверии Дня учителя пообщается с педагогами
  15. Сергей Нарышкин: Москва и Баку предотвратили провокацию США против российского дипломата

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

«Иркутск будет общим узлом единого отечества»

После посещения Александром Лукашенко столицы Восточной Сибири Беларусь получит больше алюминия и среднемагистральных лайнеров, а общий торговый оборот увеличится в разы

МНЕНИЯ

Польша не пустит Украину в ЕС

Анатолий Заусайлов

Пока Киев не извинится за «Волынскую резню»

«Потеря Угледара никакого значения не имеет»

Михаил Васильев

Такова официальная версия украинской пропаганды, которая даже переписала нарушающую российские законы Википедию

Мучение Дарвина

Олег Зинченко

И даже спустя 165 лет после обнародования, дарвинизм становится предметом споров

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также