САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Уверуй, что все было не зря…»

На первый взгляд Шукшина ставить легко: выпуклые, остро очерченные характеры, великолепные живые диалоги, трагикомические коллизии…

На первый взгляд Шукшина ставить легко: выпуклые, остро очерченные характеры, великолепные живые диалоги, трагикомические коллизии… Между тем удачных инсценировок и экранизаций его произведений крайне мало. Даже в самых известных нет-нет да и проскользнет какая-то фальшь, «игра в народ», отстраненно-умиленный взгляд на «тех, других».
На мой взгляд, избежать этого удалось нашумевшему спектаклю Театра Наций, созданному по десяти шукшинским рассказам. Может быть, как раз в силу того, что режиссер спектакля Алвис Херманис изначально и не ставил задачей добиться «историческо-этнографической» правдивости. Аутентична здесь только музыка – бесхитростно исполненные тягучие народные песни.
Да, актеры вместе с режиссером перед началом репетиций посетили родину писателя – село Сростки на Алтае, пообщались с местными жителями, многие из которых если и не напрямую – шукшинские герои, то уж опосредованно типаж здешних человеческих характеров точно воплощают.
Однако посещение Алтая, как оказалось, было не столько для того, чтобы копировать их поведение и, как говорится, «вжиться в образ», сколько для создания общего настроя спектакля (ну и, конечно, для работы над сценографией).
Камертоном спектакля, в котором собраны самые разные по жанру рассказы – лирические, комические, трагедийные, становится, на мой взгляд, жизнелюбие сростинцев, шукшинских «чудиков» и, я думаю, самого Василия Макаровича. Именно эту солнечную черту уловил Алвис Херманис вместе с актерами театра и сумел передать зрителю.
И поэтому спектакль, по большому счету, отвечает высокой планке, поставленной когда-то Шукшиным: «Нравственность есть правда».
Так получилось, что автору сих строк пришлось долгое время прожить на Алтае, часто бывать в Сростках. Соответственно, возникали опасения увидеть «не то», сделанное «не так». Но, наверное, единственное, что ощутилось диссонансом, – яркие, выполненные скорее в стиле рекламных плакатов, нежели в жанре фотодокументалистики, огромные фотографии, которые поочередно становились фоном каждого рассказа, то есть каждого мини-спектакля. Собственно, это и была вся сценография – да еще длинная скамейка на первом плане, словно символизирующая открытость деревенской жизни: все на виду, всем про всех известно, все можно и нужно обсудить.
Фотографии, сделанные Моникой Пормале, показались вызывающе лубочными. Да, подобные моменты – постановочно-праздничные – выхватить из монотонной деревенской жизни всегда можно. Но быт российского села, даже такого зажиточного, как Сростки, увы, несколько иной. А уж в шукшинские-то времена он разительно отличался от той «лепоты», на фоне которой происходит действо.
Однако вскоре поняла, что это – не оплошность, а соответствие именно тому важнейшему смысловому акценту спектакля: бьющей через край любви к жизни (а отсюда – умение замечать все мелочи, любить, переживать, сострадать, отчаиваться, стремиться к прекрасному в любых его проявлениях).
Именно потому так легко, весело, азартно играют актеры. Здесь каждый по-своему хорош – Павел Акимкин и Дмитрий Журавлев, Юлия Свежакова и Юлия Пересильд, Александр Новин и Александр Гришин. Но, безусловно, спектакль ставился в первую очередь под наших звезд – Чулпан Хаматову и Евгения Миронова. И они вновь подтвердили неисчерпаемость своего таланта, ибо именно умение перевоплощаться – не только из молодых в стариков и обратно, но удивительно точно создавать характерные образы, заставляющие зал плакать и смеяться, смеяться и плакать, – это свойство действительно великих артистов.
То, как реагировал зал на образное шукшинское слово в блестящем актерском исполнении, с какими просветленными лицами люди покидали зал, позволяет надеяться, что спектакль оправдал надежды писателя, сказавшего когда-то: «Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, неимоверной тяжести победы, наши страдания…»
В одной из рецензий прозвучала фраза, сказанная о латышском режиссере: он научит нас родину любить. Это, конечно, вопрос большой и больной, но одно точно: спектакль подвигает нас к пониманию родины, ее «маленьких людей», страдающих порой почище рафинированных интеллигентов. И для большинства наших современников открывает такого великого писателя, как Василий Макарович Шукшин.

Алена ЖУКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Фонд актёра Джорджа Клуни внесён в список нежелательных в России организаций
  2. Российские военные освободили Камышевку в ДНР
  3. Белорусская таможня прокомментировала запрет Запада ввозить в Беларусь одежду секонд-хенд
  4. Павла Дурова доставили в суд
  5. Владимир Путин встретился с ярославским губернатором и принял подарок от участников СВО
  6. Брат Павла Дурова объявлен в розыск во Франции
  7. Три БПЛА упали на нефтебазу в Кировской области и загорелись
  8. Владимир Путин и Ильхам Алиев обсудили ситуацию в Закавказье
  9. Сергей Пахомов: Собственников исторических зданий необходимо обязать приводить их в порядок
  10. Елена Афанасьева рассказала ветеранам о планах по дальнейшей реконструкции Брестской крепости
  11. Осенью Госдума рассмотрит законопроект о запрете усыновления детей в страны, где практикуется смена пола
  12. День Союзного государства проходит 28 августа в санатории «Карачарово»
  13. Аэропорт Нижнекамска вслед за казанским приостановил работу
  14. Ольга Германова: Мы делаем всё, чтобы эвакуированные из курского приграничья дети забыли этот ужас
  15. Беларусь заключила соглашения на 500 млн рублей на форуме в Татарстане

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Желаю ветеранам долгих лет жизни

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению приняла участие в Дне Союзного государства в санатории «Карачарово»

Политика

Папа Римский у дипломатического представителя Святого Престола в Беларуси всегда перво-наперво интересовался, как дела у Лукашенко

Президент поблагодарил Анте Йозича за помощь при освобождении из украинского плена тридцати белорусов

МНЕНИЯ

Космическая птичка

Юлия Новицкая

Сегодня наши ребята работают в открытом космосе в скафандрах «Орлан МКС».

«Ядерная дубина» как рычаг управления

Валерий Чумаков

Атомные бомбардировки СССР планировались вовсе не с целью захвата или уничтожения страны.

Спасаешься от дрона – заплати штраф!

Михаил Васильев

В зоне боевых действий на территории России до сих пор работают камеры ГАИ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также