САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Песня, рождающая слезу…

Дмитрий Войтюшкевич – сегодня один из самых востребованных эстрадных исполнителей в Беларуси. Даже кризис не мешает ему собирать на каждый свой концерт полные залы поклонников. Причем не только в своей стране…

Дмитрий Войтюшкевич – сегодня один из самых востребованных эстрадных исполнителей в Беларуси. Даже кризис не мешает ему собирать на каждый свой концерт полные залы поклонников. Причем не только в своей стране… Последние восемь лет Войтюшкевич работает в сопровождении оркестра с символическим названием «Восток – Запад», в составе которого сплошь мастера экстра-класса. Вместе с этим оркестром Дмитрий побывал в 18 странах – Германии, Франции, Швеции, Норвегии и многих других. В ближайшее время он приглашен с гастролями в США, а незадолго до нашей встречи вернулся с гастролей из Японии. О том, что Дмитрий известен не только в Беларуси, свидетельствует и тот факт, что в начале года его приглашали в качестве дублера на одну из ролей в известном мюзикле Ильи Олейникова «Пророк».
У Дмитрия удивительно красивый тембр голоса, который во время его концертов просто завораживает зрителей. А в последние годы ярко проявился и еще один его талант – композиторский.
Несколько месяцев назад мне довелось присутствовать в столице Беларуси на большом концерте Войтюшкевича, который собрал около полутора тысяч зрителей. Был настоящий аншлаг, и я, как мне кажется, понял еще один секрет популярности Дмитрия: каждая его песня – по существу, мини-спектакль с соответствующим антуражем – хорошей музыкой, пластикой, оформлением.
И на том концерте, и на всех своих остальных Войтюшкевич работает только «вживую». Причем с полной самоотдачей, не жалея ни себя, ни своих коллег-музыкантов.
* * *
– Своей основной творческой задачей (отсюда и название нашего оркестра – «Восток – Запад») считаю создание духовных и культурных мостов между белорусами и другими народами. С теми же 130 миллионами японцев – высококультурной и очень музыкальной нацией, – в гостях у которых белорусские исполнители бывают крайне редко, – говорит Дмитрий. – И, наверное, неслучайно самая крупная японская газета «Асахи», тираж которой – 8 миллионов экземпляров, делала со мной интервью дважды. И это было выразительным знаком того, что японцам интересно не только то, что происходит в белорусской политике, экономике, но и в белорусской культуре…
Дима поет, сколько себя помнит. В детстве ходил на кружок духовых инструментов и перепробовал их практически все – от трубы до кларнета…
Позднее были духовой оркестр при местном ДК, музыкальное училище имени Глинки, где он учился игре на кларнете. При выпуске Войтюшкевич был в числе лучших кларнетистов, и перед ним открывалась прямая дорога в Ленинградскую консерваторию.
– В 1990 году я и рванул туда, но… ленинградцы быстро остудили мой пыл, предложив годик поучиться в своем филиале в Петрозаводске. Но туда ехать мне почему-то совсем не хотелось, и я вернулся в Минск, где поступил в Институт культуры и стал заниматься у известного педагога, одного из лучших кларнетистов СССР – Леона Акабжаняна. Именно он учил играть на кларнете практически всех белорусских кларнетистов... А параллельно поступил еще раз в музыкальное училище, теперь уже по классу вокала. В училище меня готовили как классического баритона, будущего оперного певца, что-то типа Хворостовского. Как утверждали преподаватели, у меня были неплохие перспективы…
Но снова вмешалась судьба... Накануне государственного экзамена какой-то «доброжелатель» угостил Диму бочковым пивом. Как известно, хорошее пиво – холодное пиво. Как результат – Войтюшкевич потерял голос и на госэкзамене, к ужасу своих педагогов, петь не смог. Парень получил всего три балла и был аттестован лишь как артист эстрады, потеряв при этом еще один шанс поступить в консерваторию, уже в белорусскую.
* * *
Кто знает, сложись судьба иначе – и сегодня, возможно, Войтюшкевич был бы хорошим артистом белорусской оперы. Но его ждала другая дорога.
– К моменту окончания училища я уже почти три года сотрудничал с белорусским эстрадным ансамблем «Палац». Этот знаменитый в будущем фольклорный коллектив тогда делал только первые шаги...
Как раз в начале 90-х годов прошлого столетия в Беларуси проходил первый отборочный конкурс на открывающийся тогда в Витебске «Славянский базар». Бывший в жюри знаменитый Владимир Мулявин, впервые услышав «Палац», публично предсказал им судьбу новых «Песняров». Кроме Войтюшкевича там работали тогда известные сегодня в Беларуси и за ее рубежами Хоменко, Выдренок, Копач, Беляков – все таланты от Бога.
В те времена «Палац» был просто нарасхват, его везде приглашали, это, наверное, и был его самый высокий взлет. Владимир Мулявин стал активно способствовать тому, чтобы «Палац» получил статус государственного коллектива, что открывало бы перед ним возможности, близкие к «песняровским». Но тогдашний белорусский министр культуры не подписал нужную бумагу в нужное время. Причем по самой банальной причине – создание нового госколлектива требовало немалых средств, которых в те трудные времена в госказне было негусто.
На первом «Славянском базаре» 1993 года «Палац», а с ним и Войтюшкевич, выступил как гость. Участвовали ребята и в первом фестивале белорусской песни в Молодечно. Затем первые выезды за границу – Германия, Франция. Слава о талантливом коллективе летела явно дальше их устремлений. «Палац» вскоре стал участником фестивалей европейского вещательного союза – организации, которая проводит Евровидение. Войтюшкевич с коллегами, вместе с российскими группами «Ва-банк» и «Мегаполис», пробились в финал престижного конкурса «Радиофранцинтернациональ». «Палац» входит в те славные времена в десятку лучших коллективов Европы. И все его успехи были тогда достигнуты, безусловно, благодаря глубокой разработке темы национальной белорусской песни.
* * *
Но нет ничего вечного на земле, так случилось и с «Палацем». Очевидно, сыграла свою роль его чрезмерная насыщенность поистине звездными участниками, каждый из которых был личностью и потеряться в коллективе не хотел.
Что касается Войтюшкевича, то с 1997 года он параллельно с «Палацем» работал с еще одной известной белорусской группой – «Крыви», то есть какое-то время сидел, что называется, на двух стульях. Рано или поздно нужно было выбирать, и Дима выбрал «Крыви».
На берлинском конкурсе песни, где собрались около 200 групп со всего мира, «Крыви» стала лучшей группой. В составе «Крыви», в которой Войтюшкевич был солистом вместе с Вероникой Кругловой, он побывал во многих странах Европы.
– В «Крыви» я стал еще больше углубляться в национальную тематику, благо она была больше всего востребована за границей.
Вскоре пришло время уйти и из «Крыви». Каждый коллектив, как и каждый индивидуум, проходит все естественные этапы становления – рождение, взросление и, к сожалению, процесс распада.
* * *
Свои первые индивидуальные проекты Войтюшкевич начал создавать еще во время работы в «Крыви». Такими были программы песен на стихи известного белорусского поэта Леонида Дранько-Майсюка «Белорусские байки», «Игрушечный магазин», во время презентации которых и произошел дебют Дмитрия как сольного певца. Кроме того, он во время этих проектов дебютировал и еще как актер разговорного жанра – Дима теперь не только пел, но и старался общаться со зрителями.
Начался очень плодотворный период сотрудничества и с лучшими белорусскими поэтами – Рыгором Бородулиным, Геннадием Буравкиным, Владимиром Некляевым.
После этого и разгорелся у Димы настоящий композиторский «аппетит», и на сегодняшний день он – автор многих десятков отличных песен. Они мелодичны и красивы, многие стали настоящими хитами, изюминкой для музыкальных гурманов.
* * *
Не секрет, что популярность накладывает на некоторых исполнителей не самый лучший отпечаток. Появляется наркотическая зависимость от очередного глотка славы. По мнению Дмитрия, избежать отрицательного влияния издержек своей профессии ему удается потому, что на сцену он вышел достаточно поздно по общечеловеческим меркам. И он очень рад этому.
– Я конкретно знаю, чего я хочу от зрителя и слушателя. Для меня непосредственный контакт со зрителями важнее всего – из него вытекает впоследствии все – и популярность, и аншлаги, и, самое главное, творческая удовлетворенность…
Впрочем, Войтюшкевич не ограничился белорусскими поэтами, в этом же русле он создал очень интересный проект «Музей Маяковского» на стихи знаменитого российского поэта, с которым с успехом выступил в Москве. Этот проект признан одним из лучших за всю историю написания музыки на стихи Маяковского.
Кроме упомянутого цикла песен на слова Маяковского у меня есть еще и песня, написанная на слова Николая Рубцова.
Самое главное для творческого человека имеет национальные корни. Это касается и белорусов, и россиян, и украинцев. Убежден, что без этого мы никому не интересны. Небелорусские «Песняры» – это такой же абсурд, как и китайский «Битлз». Корни обязательно нужно сохранить. В начале девяностых, когда мы были в одной фольклорной экспедиции в белорусской глубинке, нам посчастливилось услышать уникальную белорусскую песню в исполнении очень старенькой бабушки. Когда песня окончилась, мы все увидели на глазах друг у друга слезы, потому что с грустью поняли: когда покинет землю эта бабуля – уйдет безвозвратно и эта удивительная песня, в которой, возможно, и таится шифр неповторимости нашего народа, его уникальности…

Алесь ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также