Сто лет одиночества
Православная святыня отправится в храм, для которого ее создали больше шести веков назад
Православный мир ликует. 4 июня, в день, когда верующие отмечали праздник Святой Троицы, РПЦ вернули, по особому распоряжению Владимира Путина, великую святыню - написанную Андреем Рублевым храмовую икону «Троица», иначе называемую «Гостеприимство Авраама».
ПО ПРОСЬБЕ ВЕРУЮЩИХ
Радость двойная - Церкви вернули не только «Троицу», но и, тем же распоряжением главы государства, раку святого благоверного великого князя Александра Невского, созданную в XVIII веке по указанию императрицы Елизаветы Петровны и изъятую из Александро-Невской лавры в 1922 году.
- Естественно, главным образом речь идет именно о гуманитарных соображениях, в том плане, что это касается большого количества верующих в нашей стране, для которых икона - большая святыня. Укрывать ее в музее не соответствует их чаяниям, - пояснил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.
Чуть позже, уже из заявления Минкульта РФ, стало известно, что икону передадут не на правах полной собственности, а лишь на «безвозмездное долгосрочное ответственное хранение». В храме Христа Спасителя, где она сейчас выставлена, святыня пробудет две недели. После чего ее передадут на плановую реставрацию, которая продлится год. И только после этого, в следующий день Святой Троицы, который в 2024 году придется на 23 июня, икону перевезут в Троицкий Собор, для которого ее когда-то написали.
- Как говорится, «Богу - Богово, а кесарю - кесарево». И то, что наша власть наконец начинает понимать, что святыни должны быть у Церкви, факт очень отрадный, - считает председатель Комиссии по культуре, науке и образованию Николай Бурляев. - Эту передачу поддерживаю абсолютно. Надеюсь, что это начало большого и длительного процесса. А о сохранности иконы Церковь позаботится не хуже, чем музей. Достойное сохранение - это важно, но еще важнее то, что люди должны иметь возможность припадать к своим святыням. Это обязательно. Вижу в такой передаче и в такое время глубокий сакральный смысл. Мы, наша страна, наши люди наконец дожили до того, чтобы то, что делалось для Церкви, предназначалось для нее, было там, а не в музеях. Настало время все расставить по местам.
СДЕЛАНО НА РУСИ
Когда точно великий русский художник-иконописец написал «Троицу», доподлинно неизвестно. Считается, что он мог сделать это либо в 1411 году, либо в 1420-е. Заказал ее ученик преподобного Сергия Радонежского Никон для только что построенного белокаменного Троицкого собора, настоятелем которого он был.
Это одна из двух дошедших до нас работ Рублева, где авторство доказано точно. Вторая - фрески Успенского собора во Владимире. И хотя в материалах Стоглавого собора XVI века имя Андрея, как автора иконы, указано, тем не менее, когда в начале прошлого века реставраторы сняли с нее золотой оклад и очистили от позднейших подрисовок, они были настолько поражены открывшейся красотой и изяществом, что выдвинули версию, по которой автором был мастер, приехавший из Италии. Даже называли имя живописца и теоретика искусства периода раннего Возрождения Пьеро делла Франческа.
Но и когда авторство Рублева подтвердилось, все равно многие эксперты утверждали, что «Троица» была им создана под влиянием итальянцев. Позже было доказано, что великий иконописец просто не мог быть знаком с работами кисти итальянских мастеров. А главным источником для него была византийская живопись эпохи Палеологов.
ОПАСЕНИЯ
ГИБЕЛЬНО ЛИ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ?
Далеко не все восприняли известие с энтузиазмом.
Многие искусствоведы заявили, что это решение может повредить шедевру и даже привести к его разрушению. Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева вообще усомнилась в религиозной ценности «Троицы» и, как следствие, в целесообразности передачи.
По словам части экспертов, даже простое перемещение может сказаться на иконе гибельно, поскольку она написана на трех досках, скрепленных между собой весьма шатко. Другие возражают, что, несмотря на это, икона и в Третьяковке на месте не стоит. Раз в несколько лет ее возят на плановую реставрацию. Кроме того, начиная с 1997 года икону на день Святой Троицы переносят в находящийся в том же здании храм Святителя Николая, где перед ней совершают молебен.
Для сохранности иконы, кроме покоя, требуется высокая влажность, 65 - 70 процентов, и температура плюс 16 - 18 градусов. Представители РПЦ заявляют, что специально для транспортировки и хранения готовят специальную герметичную капсулу с климат-контролем, которая поможет соблюсти все условия в точности. А в храме, специально для которого икона и была написана, она даже на невоцерковленных людей произведет большее и более верное впечатление, чем в музее.
ЦИФРА
В 600 миллионов долларов Министерство культуры России оценило образ. Эксперты говорят, что реальная стоимость шедевра превышает 2,5 миллиарда.
ОФИЦИАЛЬНО
Вахтанг КИПИШИДЗЕ, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата:
- Церковь не угрожает сохранности икон и других святынь, имеющих культурную ценность. Они остаются собственностью государства. Но это все-таки в первую очередь икона, а не экспонат. И верующие хотят иметь возможность беспрепятственно поклоняться иконам в подходящей для этого обстановке, то есть в храмах и монастырях. Православные никогда не нанесут ущерба таким святыням, это нелепое предположение. И для неверующих доступ к иконе будет даже проще, чем раньше. Ведь мы в храмы билеты не продаем, у нас вход открыт для всех.
У РПЦ есть опыт сочетания музейной и религиозной работы в монастырях, которые находятся под защитой ЮНЕСКО. При этом найденные специалистами Третьяковской галереи изменения в иконе после ее пребывания в Троице-Сергиевой лавре в прошлом году требуют оценки. «Троица» будет храниться при надлежащем содержании. В музейных сводах икона не будет чувствовать себя в большей безопасности, чем под сводами церковными.
ЭКСПОНАТ
ПРЯТАЛИ ОТ НЕМЦЕВ В СИБИРИ
Стены музея икона покидала всего три раза
В 1917 году специальным распоряжением советского правительства икону передали для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские, откуда в 1929 году она поступила в собрание Третьяковской галереи.
За прошедшее столетие икона покидала стены Третьяковки лишь два раза. В 1941 году, когда немцы стояли на пороге Москвы, ее вместе с другими ценностями эвакуировали в Новосибирск, где она провела три года. И второй - в июле прошлого года, когда «Троицу» вывезли из музея в Лавру и поместили в Троицком соборе на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. Тогда икона «прожила» в «отчем доме» двое суток, после чего вернулась в музей.
Правда, было еще одно путешествие, но совершилось оно в юридических пределах ГТГ. В мае 2007 года икону вывезли в здание галереи на Крымском Валу на выставку «Европа - Россия - Европа».