САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Музыкальный Чехов

В Московском государственном академическом камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского состоялась премьера одноактных опер белорусского композитора Сергея Кортеса по юмористическим произведениям А.П. Чехова «Юбилей» и «Медведь». Это событие можно назвать знаменательным вдвойне. Во-первых, таким образом театр внес свою лепту в юбилейные постановки, посвященные 150-летию со дня рождения писателя, которое будет отмечаться в январе 2010 года. Во-вторых, театр Покровского стал первым московским театром, осуществившим постановку белорусской оперы.

В Московском государственном академическом камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского состоялась премьера одноактных опер белорусского композитора Сергея Кортеса по юмористическим произведениям А.П. Чехова «Юбилей» и «Медведь». Это событие можно назвать знаменательным вдвойне. Во-первых, таким образом театр внес свою лепту в юбилейные постановки, посвященные 150-летию со дня рождения писателя, которое будет отмечаться в январе 2010 года. Во-вторых, театр Покровского стал первым московским театром, осуществившим постановку белорусской оперы. «Я не понимаю пейзажей и опер, но думаю так: если одни умные люди посвящают им всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны», – говорит Дымов, герой рассказа Чехова «Попрыгунья». Впрочем, оперы «Юбилей» и «Медведь» наверняка понял бы и он, и любой другой человек, также далекий от оперного искусства. И не оттого, что они так уж примитивны, отнюдь. Просто гениальный и злободневный чеховский текст прекрасно ложится на музыку. А композитору С. Кортесу удалось подобрать уникальный музыкальный ключ к юмору Чехова и сделать так, чтобы мелодия и слова идеально взаимодействовали друг с другом.
– Я всегда обожал Чехова, – рассказывает Сергей Кортес. – Но мне казалось, что это не оперный писатель. Я не могу, например, представить себе оперу «Три сестры». Но в этих коротких шутках-водевилях настолько изумительный язык. Меня всегда потрясала эта фраза из «Медведя» – «втюрился, как оглобля в чужой кузов»! А самое главное для композитора – человек с интересным характером, когда слышишь, как он может петь. Поэтому я понял, что не могу не написать эту оперу.
А «Юбилей» родился по инициативе друга Сергея Кортеса, импресарио из Швейцарии. Он обратился к композитору с просьбой написать оперу к юбилею своего фестиваля. Кортес тут же вспомнил про чеховский «Юбилей» и предложил другу эту идею. Идея была горячо поддержана с единственной поправкой. В шутке Чехова речь идет о юбилее банка, швейцарский импресарио попросил заменить банк на какое-нибудь другое учреждение – спонсоры фестиваля были банкирами и он испугался (может быть, и напрасно), что их это может обидеть. Зато московские артисты, репетируя оперу, подметили, что «Юбилей» вполне можно предлагать для банковских корпоративов. Шутки шутками, а ведь мысль-то на самом деле хорошая!
«Медведя» обычно в драматических театрах принято ставить в паре с «Предложением». По теме две этих юморески действительно совпадают. В обеих речь идет о любовных отношениях, материи тонкой, мало поддающейся здравому анализу, больше затрагивающей чувствительные струны души, даже в таком, как у Чехова, юмористическом тоне. Ведь когда речь заходит о любви и о возможности личного счастья, герои двух этих произведений тут же забывают о своих деловых интересах. Соединение же «Медведя» с «Юбилеем» в принципе тоже имеет свою логику. Говоря современным языком, «Юбилей» – это такая «производственная трагикомедия», а «Медведь» – «романтическая комедия». Вместе же они представляют практически полноценное произведение на тему парадоксов человеческой жизни. Сам Сергей Кортес считает, что эти оперы разные, «но может быть, в этом контрасте и заключается единство».
Если для композитора это первый опыт работы с текстом Чехова (за его плечами «сотрудничество» с другими классиками: Кортес – автор таких опер, как «Матушка Кураж» по Брехту, «Визит дамы» по Дюрренматту), то режиссер-постановщик спектакля Игорь Меркулов уже имеет опыт постановки Антона Павловича. Когда-то он поставил «Предложение» и «Вишневый сад». «Антон Павлович такой мощный автор, что он дал, как мне кажется, огромный импульс создателям оперы – композитору Сергею Кортесу и автору либретто Владимиру Халипу, – считает И. Меркулов. – А потом этот импульс дошел и до нас. Мы даже не понимаем, насколько Чехов или, к примеру, Достоевский – мощные писатели и как много в них заложено. На Западе понимают – они там, как ни странно, видят на несколько этажей глубже. А для нас это привычно, для нас это наше, родное. Конечно, мы добавили в спектакль своего, современного восприятия, потому что мы сейчас живем в немножко другом мире и не можем его не замечать. Нельзя сейчас ставить спектакли, так как они были поставлены во МХАТе 100 лет назад. Тем более что те постановки Антон Павлович не очень-то любил».
Что касается знаменитых старых советских фильмов «Медведь» и «Юбилей», то, как признался режиссер Игорь Меркулов, он их видел давно и сейчас сознательно не стал пересматривать. «Хорошие вещи застревают в памяти, и нужно либо придумать что-то еще, лучше, либо повторить, – признается он. – Поэтому, чтобы это не мешало, я стараюсь ничего не смотреть и работать с чистого листа. Как будто впервые прочитал».
Хочется отметить забавный режиссерский ход, когда в «Медведе» героиня – «Попова, вдовушка с ямочками на щеках» – обращается к портрету своего покойного мужа, тот в буквальном смысле слова оживает и всем своим видом, жестами и мимикой показывает свое отношение к происходящему (в роли портрета, разумеется, настоящий актер). В остальном же режиссура Меркулова достаточно скромна и выдержанна, не мешает воспринимать музыкальную составляющую спектакля и в то же время представляет живую сценическую картину.
За сценографию и костюмы в постановке отвечала художник театра Юлия Акс. «Мы отталкивались больше не от музыки, а от Чехова и от концепции режиссера. Это стилизация, шутка, это все не всерьез, и это все-таки Чехов глазами сегодняшнего человека. Конечно, там есть вещи, которые нам дороги, отсылающие нас в то время, но это только как адрес и как повод вспомнить, как оно было на самом деле», – рассказала Юлия.
В общем, первый опыт сотрудничества белорусского композитора Сергея Кортеса с Московским государственным академическим камерным музыкальным театром имени Б.А. Покровского можно считать вполне успешным. А главный режиссер театра Ольга Иванова выразила надежду, что театр Покровского и впредь будет работать совместно с белорусскими композиторами.
Кстати, до чего удивительны все-таки жизненные коллизии! Как выяснилось, композитор Сергей Кортес и режиссер Игорь Меркулов когда-то давно, в середине семидесятых годов, ходили по одним и тем же коридорам киностудии «Беларусьфильм». Кортес был главным музыкальным редактором киностудии, а Меркулов снимался в одной из главных ролей в фильме режиссера Валерия Рубинчика «Венок сонетов». Тогда им познакомиться, правда, не довелось, но зато теперь у них получился весьма удачный творческий союз.

Александра ИВАНОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Германия передала Украине еще восемь танков Leopard c запчастями
  2. Слуцкий предложил создать «Кодекс мигрантов», который состоит из 10 правил поведения иностранцев в РФ
  3. Россия и Беларусь подпишут договор о создании объединенного рынка электроэнергии
  4. В Госдуме обсудили рост цен на бензин
  5. Журова ответила на слова Губерниева о «неспортивной России»
  6. Путин принял решение создать Морскую коллегию России
  7. Правительство РФ по согласованию с ФСБ установит единые требования к обезличиванию персональных данных
  8. Россияне смогут выбирать, кто будет обслуживать их газовое оборудование
  9. Взрыв прогремел на крупнейшем химическом заводе Германии компании BASF
  10. Литва в сентябре начнет строительство фортификаций на границе с Россией и Беларусью
  11. Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект о внесудебной блокировке треш-стримов
  12. Лукашенко: К юбилею Союзного государства необходимо окунуться в проблемы повседневных дел
  13. Джабаров: Отвратительное впечатление оставило открытие Олимпийских игр в Париже
  14. В ГД одобрили запрет на звонки с незнакомых номеров в мессенджерах
  15. Более 20 человек пострадали при столкновении поезда и грузовика в Волгоградской области

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Что дает Союзное государство простому белорусу и россиянину

К юбилею объединения необходимо глубоко окунуться в проблемы, которые волнует народ.

МНЕНИЯ

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также