Скрябин в «нехорошей квартире»
В Музее Михаила Булгакова состоялся концерт иностранных студентов Московской консерватории Концерт проходил в одной из комнат «нехорошей квартиры» под номером 50, известной всему миру по роману «Мастер и Маргарита». И о том, что вы пришли к Булгакову в дом 10 по Большой Садовой, по-прежнему красноречиво говорил подъезд с множеством автографов читателей. В музее давно стало традицией устраивать концерты и спектакли – без этого любой Дом Булгакова немыслим.
Концерт проходил в одной из комнат «нехорошей квартиры» под номером 50, известной всему миру по роману «Мастер и Маргарита». И о том, что вы пришли к Булгакову в дом 10 по Большой Садовой, по-прежнему красноречиво говорил подъезд с множеством автографов читателей. В музее давно стало традицией устраивать концерты и спектакли – без этого любой Дом Булгакова немыслим. Вот и сегодня иностранные студенты, обучающиеся в Московской консерватории на русском языке, играли классическую музыку. Это уже второй концерт в текущем учебном году. Два месяца назад для студентов провели экскурсию по «нехорошей квартире», в которой Михаил Афанасьевич жил в 20-е годы прошлого века и начинал писать. Ребят поразила атмосфера мемориальной квартиры, в которой за счет освещения, обстановки и старых гравюр сохранен дух 20-х годов прошлого столетия. Тогда и выяснилось, как европейцы, а также студенты из Китая, Японии и Кореи любят и понимают Булгакова. Тогда же и состоялся первый концерт в этих стенах.
– Булгаков – всемирно известный писатель, его образы давно стали бродячими, – сказала доцент кафедры русского языка Ирина Александровна Ушакова. – В Европе многие читают Булгакова на русском языке, там широко известны «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Театральный роман». В Европе сделано немало булгаковских экранизаций. Образы «Мастера и Маргариты» связаны с гётевским «Фаустом», а это очень близкий европейцам автор. Для восприятия японцами, корейцами, китайцами главный роман Булгакова, конечно же, очень сложен – из-за его полифоничности и мистицизма. Им не хватает знаний, чтобы понять, на фоне чего происходят все фантасмагории в романе. И приходится очень много читать дополнительной литературы. Но, несмотря на пробелы в знаниях, за счет того, что студенты чрезвычайно увлечены эмоциональностью булгаковских образов, они постигают русский национальный характер и начинают лучше разбираться в реалиях русской (советской) жизни.
Темы любви, предательства, история христианства и взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа (Христа) всегда будут интересовать людей, независимо от страны проживания. Благодаря фантастическим образам «Мастера и Маргариты» оказалось, что Булгаков – один из самых любимых русских писателей за рубежом. И он особенно близок молодежи, потому что увлекает ее в неведомый, фантастический мир.
В концерте прозвучали произведения Баха, Рахманинова, Шопена, Шумана, Скрябина. Итальянец Эммануэль Римольди недавно приехал из Милана. С необыкновенной эмоциональностью он исполнил «Полонез-фантазию» Шопена. Колумбиец Сезар Серрано Даниэль сыграл Прелюдию и Сарабанду из Второй сюиты для виолончели соло (см. фото). Александра Холтедал из Норвегии, внучка известного советского оператора Эдуарда Тиссэ, исполнила романс «Подснежник» Шумана, «Старинную арию» Страделлы и русскую народную песню «Лучинушка». Хитаваси Саяка из Японии играла музыку Рахманинова, а ее землячка Мами Нисио – «Две поэмы» Скрябина. И, признаться, исполнение Скрябина было мощным и не могло не взволновать слушателей. Вообще если окинуть взором произведения, выбранные для концерта, нельзя не отметить глубинной страстности, которая их объединяет. Иное играть в стенах булгаковского дома, видимо, не представлялось возможным молодым музыкантам.
Хитаваси Саяка из города Наго сказала, что в музыке Сергея Рахманинова ищет отголоски жизни в первой половине ХХ века – времени, когда она была написана. Музыка Рахманинова, сказала студентка, помогает ей понять произведения Булгакова, потому что писатель и композитор жили в одно время. Японские студентки стажируются в Москве, собираются поступить в аспирантуру. Они сказали, что любят классическую музыку, и поведали о том, что в Японии очень многие люди отдают предпочтение музыке, полной переживаний.
Ирина Александровна рассказала, что знакомство с русской литературой студенты начинают с чтения повестей Белкина. Пушкинские «Метель» и «Выстрел» для иностранцев становятся точкой отсчета на пути знакомства с великой русской культурой, в которой Михаил Булгаков занял такое достойное место.
Нина КАТАЕВА