Воспитание души
В Москве завершил работу VI Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел», проходивший под девизом «Доброе кино возвращается» Кинофестиваль «Лучезарный ангел» – один из приоритетных проектов программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения». С 2007 года он проходит под патронатом супруги Президента РФ Светланы Медведевой. Духовный попечитель фестиваля – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Кинофестиваль «Лучезарный ангел» – один из приоритетных проектов программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения». С 2007 года он проходит под патронатом супруги Президента РФ Светланы Медведевой. Духовный попечитель фестиваля – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Гран-при фестиваля завоевал фильм Владимира Хотиненко «Поп», в основу которого положены реальные события, рассказывающие о деятельности Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны. Герой фильма, отец Александр, до конца остается верен главному предназначению священника – духовно поддерживать свою паству, не оставляя ее ни при каких обстоятельствах. «Доброе кино сложнее снимать, чем злое», – сказал режиссер, получая приз. Сергей Маковецкий за создание образов в фильмах «Поп» и «Чудо» получил награду за лучшую актерскую работу. Хотиненко отметил, что в образе отца Александра актер соединил «черты многих священников, включая, царствие им небесное, Патриарха Алексия II и старца Иоанна Крестьянкина». Он напомнил также, что фильм о Псковской миссии снимался по благословению Патриарха Алексия II, который хотел, чтобы эта трагическая страница жизни церкви была известна.
В анимации первый приз достался картине «Егорий храбрый» Сергея Меренова, снятой по мотивам русских духовных стихов. В документальном кино победил «Бобришный угор Александра Яшина» Дмитрия Чернецова. Фильм рассказывает о жизни и творчестве русского писателя. За лучшую режиссуру награжден создатель «Чуда» Александр Прошкин. «Очень рад, что наши робкие усилия по смягчению нравов поддержаны Русской православной церковью», – отметил Прошкин. В основе его фильма – также подлинная история, произошедшая в Самаре в 1956 году и известная как «стояние Зои». Вторая премия присуждена Вере Глаголевой за фильм «Одна война», рассказывающий о судьбе женщин, родивших во время Великой Отечественной войны детей от оккупантов. Это еще одна малоизвестная страница истории войны. «Главное, чтобы жила память об этом страшном времени, – уверена режиссер, – и об этом надо говорить честно, ничего не скрывая». Третьей премии удостоен российско-эстонско-финский фильм «Георг» – о Георге Отсе – Марианны Данильцевой и Дарьи Мельниковой. При вручении приза отборщик фильмов для Каннского кинофестиваля Бернар Оэкс сказал: «Фильм этот – о противостоянии долга и таланта. Зрители остро ощущают, каково было человеку с тонкой душой в сложный период истории».
В программу фестиваля был включен конкурс сценариев. Для телесериалов лучшим был признан сценарий «Галчонок» Татьяны Власовой (Болгария) – об одиночестве девочки, живущей в интернате, но не потерявшей надежды. И впоследствии действительно для нее все складывается благополучно. Она выходит замуж, становится матерью и понимает, какая серьезная ответственность за детей ложится теперь уже на нее. Вручая приз, Наталья Фатеева заметила, что только автобиографические сценарии могут так трогать сердца зрителей.
На фестивале было показано около 300 фильмов – игровых, документальных, анимационных. Практически в каждой картине поднимался вопрос о добре и зле, вере и совести, долге и чести, любви и сострадании. Недоставало, правда, живого обсуждения картин с авторами, неплохо было бы и представлять картины перед показом.
Большой интерес зрителей вызвал цикл «Женская история Москвы» режиссера Любови Акелиной. Фильмы в жанре исторического «расследования» были посвящены трагическим судьбам русских женщин – царевны Ксении Годуновой, дочери императрицы Елизаветы Августины Таракановой, бесстрашной аристократки Марии Тучковой, великой княгини Евдокии. Для детей под музыку Баха были показаны поучительные «Библейские притчи». «И дети, и молодежь могли присутствовать на любом кинопоказе, – сказала Светлана Медведева на закрытии фестиваля. – Безусловно, это дает импульс к семейному просмотру, что, в свою очередь, ведет к укреплению семейных традиций. Проведение благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» свидетельствует об оздоровлении отечественного кинематографа и говорит о том, что кризис в духовном мире нам не грозит».
В ноябре фестиваль будет продолжен в виде комплекса мероприятий «Свет кинофестиваля «Лучезарный Ангел» в Липецке и в других городах России и ближнего зарубежья.
Наталья АКСЕНОВА