Кино без границ
В Киеве дан старт кинофоруму стран Содружества В трех странах – участницах СНГ – Украине, Армении, Казахстане – последний месяц осени проходит под лозунгом «Кино: открытые границы». Такое название фестивалю популярных кинофильмов стран Содружества дали его организаторы – «Совэкспортфильм» и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.
В трех странах – участницах СНГ – Украине, Армении, Казахстане – последний месяц осени проходит под лозунгом «Кино: открытые границы». Такое название фестивалю популярных кинофильмов стран Содружества дали его организаторы – «Совэкспортфильм» и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. Открывшись 1 ноября в Киеве, фестиваль в течение месяца будет переезжать из города в город. В его рамках в Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Львове, Ереване, Алма-Ате и Астане состоятся открытые некоммерческие показы фильмов. Цель организаторов фестиваля – познакомить зрителей с кинопроизводством соседей и укрепить межкультурные связи. Четыре из семи представленных фильмов созданы в России, а два фильма от Казахстана и Армении созданы при участии Франции, Германии, Норвегии и опять-таки России.
Россию на фестивале представили экранизация пьесы драматургического коллектива «Квартет И» о внутренней кухне музыкальной радиостанции – «День радио», ставшей в свое время театральным хитом, продолжение незамысловатой кинокомедии «Любовь-морковь», а также две картины Карена Шахназарова – одного из немногих классиков советского кино, сумевшего занять достойное место в современном киноискусстве: «Исчезнувшая империя» – ностальгическое повествование о «застойных» 70-х, и «Палата №6» – экранизация чеховского рассказа, выдвинутая от России на соискание «Оскара».
Почти не известный на Украине, но активно развивающийся в последнее время кинематограф Казахстана представлен криминальной драмой «Баксы» Гуки Омаровой. Невнимательного зрителя название введет в заблуждение, вызвав «денежные» ассоциации, но, присмотревшись к афише, можно заметить маленькую черточку-ударение над последней буквой названия. «Баксы» – в переводе с казахского означает «шаман», и фильм рассказывает о жизненных перипетиях старухи-целительницы, волею случая ставшей на пути «новых казахов». Однако определенная двусмысленность в названии фильма, пожалуй, все-таки является частью режиссерского замысла, ибо картина наглядно демонстрирует разрушительную силу нескончаемой жажды денег.
Кино Армении представлено драмой «Сплетенные параллели» Ованеса Галстяна. Действие картины периодически переносится из современности во времена конца Второй мировой войны и повествует об истории запретной любви немолодой женщины и спустя годы повторяющей ее судьбу дочери. За украинский кинематограф выступил фильм Романа Балаяна «Райские птицы» – довольно странное и неоднозначное повторение мэтром самого себя образца 1982 года. По-видимому, режиссеру не удалось избежать искушения вернуться к мотивам, сделавшим некогда собственное кино культовым. В отличие от героев «Полетов во сне и наяву» герои «Райских птиц» летают в буквальном смысле. Вероятно, данная метафора кажется режиссеру теперь убедительнее и эффективнее для формулирования современных смыслов.
Сама попытка представить коллективный портрет кино Содружества заслуживает внимания. Поскольку еще раз позволяет сверить близость наших представлений о современной реальности и уровень взаимопонимания между родственными народами. В будущем году организаторы фестиваля планируют вовлечь все страны – участницы СНГ в проведение фестиваля и провести масштабные киносмотры, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Елена БОЛДЫРЕВА,
собственный корреспондент «СВ» в Киеве