22 июня. 2010 год. 4.00
Премьера фильма «Брестская крепость» пройдет в самой цитадели Самый масштабный и долгожданный кинопроект Союзного государства «Брестская крепость» почти готов. Картина снята по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства компанией «Централ Партнершип» и национальной студией «Беларусьфильм». Восьмиминутный тизер фильма создатели презентовали на открытии кинофестиваля «Лістапад». Полную версию патриотической драмы зрители увидят лишь летом. Премьерный показ состоится в 4 часа утра 22 июня в стенах Брестской крепости.
Самый масштабный и долгожданный кинопроект Союзного государства «Брестская крепость» почти готов. Картина снята по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства компанией «Централ Партнершип» и национальной студией «Беларусьфильм». Восьмиминутный тизер фильма создатели презентовали на открытии кинофестиваля «Лістапад». Полную версию патриотической драмы зрители увидят лишь летом. Премьерный показ состоится в 4 часа утра 22 июня в стенах Брестской крепости. «Фильм о войне и подлинном героизме» – именно так представил «Брестскую крепость» генеральный продюсер и автор идеи картины Игорь Угольников. К теме Великой Отечественной председатель ТРО относится трепетно. Перед запуском проекта вся съемочная группа молилась перед Вечным огнем – просила погибших солдат разрешить съемки. Оборона Брестской крепости беспрецедентна, это чисто русский, советский феномен. По планам Гитлера, пограничный гарнизон должен был пасть к 12 часам 22 июня 1941 года. И миру никогда не понять, как люди – а их было около трех с половиной тысяч – без воды и еды, несколько месяцев обороняли крепость, наводя ужас на гитлеровцев. Немцы вошли в цитадель только тогда, когда в живых не осталось никого, лишь надписи на стенах вещали – «Умираю, но не сдаюсь». Неудивительно и то, что сюда, по свидетельствам отдельных историков, вместе с Бенито Муссолини прилетал Гитлер. Интересно было бы узнать, о чем говорили «мечтатели»... А для тех, кто понимал, что происходит, был явлен код начавшейся Великой Отечественной, Победа в которой досталась советским людям ценой невероятных усилий.
Режиссером-постановщиком картины выступил Александр Котт, который, по словам Игоря Угольникова, «бредил идеей создания подобного фильма с детства». По просьбе продюсеров свой вариант сценария предоставил белорусский драматург Алексей Дударев. Но сценарий постоянно приходилось корректировать – на это ушло два года. Создатели копались в архивах, проводили социологические опросы, обращались за помощью в ФСБ и КГБ. Угольников безжалостно выбрасывал эпизоды, которые подтверждались лишь слухами. Например, отказался от образа загадочной женщины с автоматом – Frau mit automat, как называли ее немцы. Говорили, что по ночам таинственная особа выбиралась из казематов и расстреливала унтер-офицеров. Именно она поначалу и должна была стать главной героиней картины. Однако документальных свидетельств не нашлось, и сценарий пришлось писать заново. Работала над ним целая группа сценаристов, и режиссерскую разработку Александр Котт сделал на основе всех вариантов. В результате было решено снимать патриотическую драму: четыре дня из жизни защитников Брестской крепости – один до нападения и три после. Тем не менее без спорных моментов все же не обошлось. «К примеру, ветераны часто нас спрашивали, почему у нас так много солдат сдается в плен», – заметил Угольников. Предварительным монтажом фильма занимается сам Александр Котт. «А работа над сценарием, – сказал Игорь Угольников на пресс-конференции в Москве, – продолжается и сейчас. И когда картина будет сложена, а это очень большой материал, мы вместе с Алексеем Дударевым предполагаем все отсмотреть и какие-то акценты расставить по-другому».
Кастинг шел целый год. На роли главных героев были выбраны Александр Коршунов (майор Петр Гаврилов), Павел Деревянко (комиссар Ефим Фомин) и Андрей Мерзликин (лейтенант Андрей Кижеватов). Стоит отметить, что актеры внешне очень похожи на прототипов.
Картину снимали в самой Брестской крепости. Как уверяют создатели, в съемках приняли участие многие жители города над Бугом, ведь для них тема обороны западных рубежей страны всегда была особой. Даже небесная канцелярия благоволила режиссерской команде – солнце и дождь появлялись как по заказу. «Чего не скажешь о специалистах, – рассказывал Игорь Угольников. – Историки не позволяли ни капли вымысла, археологи возмущались, когда мы копали землю под основу декораций и устраивали взрывы, а экологи вообще запрещали снимать в крепости. Но нам удалось найти компромиссы. Кроме жителей Бреста очень поддерживал нас директор мемориала».
Во время съемок участники киногруппы откопали немало страшных находок. На площадке даже работали саперы – перед съемками они досконально исследовали территорию. Были найдены саперные лопатки, с которыми солдаты шли в рукопашную, затонувшая моторка, на которой переправлялись немцы, неразорвавшийся фугас и тысячи снарядов – раритетов хватило бы на целый музей. В процессе работ были также обнаружены человеческие останки. Скорее всего, это прах защитников Брестской крепости, поскольку немцы хоронили своих воинов отдельно. Останки были сразу же преданы земле, на могиле священник отслужил молебен.
– В мемориал Брестской крепости до сих пор приходят письма и фотографии, – рассказывал Александр Котт на пресс-конференции в Москве. – Материалы противоречивы, потому что никто не знает, как было на самом деле. Так или иначе, зрители увидят структуру событий, максимально приближенных к документальным. Например, в фильм вошли материалы, о которых запрещено было писать Сергею Смирнову, автору романа «Брестская крепость». Лично меня поразило то, что первый приказ об отступлении был отдан нашим войскам 22 июня 1941 года в 11.00, а чеченцами в одном из подвалов крепости был объявлен джихад Гитлеру. К слову сказать, в нашем фильме нет немцев как конкретных персонажей – есть некая темная сила.
Общий бюджет картины составил 225 миллионов российских рублей. Примерно столько же потратил на «Девятую роту» Федор Бондарчук. Угольников заявил, что картину уже хотят заполучить некоторые фестивали, однако с просмотром пока решили повременить. После премьеры в Брестской крепости драму покажут в Москве, а затем – на экранах для широкого круга зрителей Беларуси и России. Кроме того, фильм покажут на Украине, в странах Балтии, по всему СНГ и за рубежом.
Екатерина ГАБЫШЕВА,
Нина КАТАЕВА
Москва – Минск