Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Слава, Зайцев!

Его звали Вячеславом, но он всегда называл себя просто - Слава. Он был единственным и неповторимым, и не дизайнером, а модельером. Одевал советских звезд и через костюм познакомил мир с русской культурой

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

МИНУСЫ - В ПЛЮСЫ

Славу Зайцева катали на инвалидной коляске на все значимые в мире российской моды события. Он давно не говорил. Реагировал мимикой и жестами.

Казалось, от прежнего оптимиста Славы Зайцева не осталось и следа. Все предыдущие годы в модельера будто была встроена солнечная батарейка. Он не ходил, а бегал. Говорил быстро. Все минусы превращал в плюсы. И оставался молодым.

- Мир потерял великого художника и творца, - грустит коллега Валентин Юдашкин. - Он помогал многим, особенно молодым и начинающим дизайнерам. Был открытым. И большим профессионалом.

Дизайнер Игорь Гуляев мрачен, как туча. Он благодарен маэстро:

- Спасибо тебе за свет, который согревал нас всех, за талант, за искренность и любовь к профессии. Благодаря тебе я научился относиться к работе, как к искусству.

Потрясена печальным известием и официальный представитель МИД России Мария Захарова:

- Какое счастье, что успела побывать, как теперь понимаю, на последнем гала-шоу летом прошлого года в Зарядье и пообщаться с Вячеславом Михайловичем!

27 апреля модельер в последний раз «вышел» в свет. Это был традиционный модный показ на 45-м ММКФ. После этого Зайцева отвезли домой. Он жил на даче в подмосковной деревне Каблуково. На следующий день кутюрье оказался в реанимации местной больницы, но его не спасли.

Слава позаботился о том, чтобы его дело продолжало жить. Владельцем Дома моды стал сын модельера - 63-летний Егор. Он же пошел и в дизайнеры. Только предпочитает другие стилевые решения - он байкер и любитель рок-музыки.

И старшая внучка, 29-летняя Маруся, тоже в дедушку. Она - дизайнер. Сотрудничает с популярным грузинским дизайнером Гогой Никабадзе и работает как модель. И, если с сыном у Зайцева отношения были напряженные, то с Марусей связывали теплые чувства. Вплоть до последних дней внучка звонила дедушке, спрашивала, как дела. Не уставала говорить одни и те же простые, но важные слова: «люблю» и «целую».

УСТРОИЛ «ЦИРК»

Во многом судьбу Зайцева предопределил родной город Иваново, швейная столица России. Папа был массовиком-затейником в парке, мама работала на ткацкой фабрике. Зайцев, глядя на нее, шил платья куклам.

В глубоком детстве, правда, его уводило в сторону другое увлечение. Пел вместе с мамой в восьми хорах и ходил почти на все спектакли в драмтеатре. И мечтал о музыкальном училище. Но поступить помешали обстоятельства. Слава был сыном врага народа, а потому не взяли. Приняли только в химико-технологический техникум. Он блестяще его окончил и стал художником текстильного рисунка. И решил продолжать карьеру в Москве.

В столице поступил в Текстильный институт. Изучал историю костюма в библиотеках и подрабатывал. При этом стал лучшим на курсе. По окончании вуза новоиспеченный художник-модельер мечтал о блестящей карьере, но его распределили на швейную фабрику Мособлсовнархоза. Она находилась тогда в ближнем Подмосковье. Но Зайцев был настолько жизнерадостным, что устроил там, как говорили тогда, цирк. Ему поручили пошить коллекцию для колхозников. И он раскрасил серые телогрейки и валенки во все цвета радуги. Конечно, случился скандал. И для него придумали еще более неблагодарное дело. Отправили в заводской цех - шить одежду из неликвидных залежавшихся тканей. Но и тут Слава не растерялся. Создал такие модели, что про ткани все позабыли.

ПРАВИЛЬНАЯ «ОБЕРТКА»

ПРИОДЕЛ НЕБОСКЛОН

Если бы не он, наши знаменитости выглядели бы не так стильно

Татьяна Михалкова могла не стать моделью. Много-много лет назад она была юной, хрупкой, как тростинка, и никому не известной. Собиралась в учительницы. По наивности надела на собеседование короткую юбку, и в школе ей отказали. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В тот же день Таня наткнулась на объявление. Модный дом проводил кастинг. Девушка откликнулась и легко прошла отбор. Пять лет ходила по подиуму и вдохновляла Зайцева.

А у Эдиты Пьехи стараниями Зайцева появился статус модной певицы. Шифон для ее нарядов заказывали за границей.

Слава позаботился и об имидже «На-на». По словам Бари Алибасова, моду на малиновые пиджаки они ввели на пару с Зайцевым.

Одной из подруг кутюрье была Надежда Бабкина. Однажды он даже переодевал ее в «Модном приговоре».

- Каждое творение Зайцева - шедевр, образец безупречного вкуса и высокого качества, - грустит она. - Когда Слава делал костюмы для «Русской песни», работал индивидуально с каждым участником ансамбля. Набросит ткань на человека, потом отойдет, посмотрит оценивающим взглядом и вынесет вердикт: «Нет ансамбля. Нет энергии. Нет силы». И подбирает все по новой.

Сегодня наряды «от Зайцева» востребованы всюду. В его платьях щеголяют известные российские супермодели Наталья Водянова, Ирина Шейк, Наташа Поли.

ВСЕМИРНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ

КАРДЕН БЫЛ В ВОСТОРГЕ

Благодаря французскому кутюрье русским самородком начали восхищаться за границей

Зайцев так талантливо исповедовал принцип «голь на выдумки хитра», что о нем прослышали за границей. Советским самородком заинтересовался легендарный Пьер Карден. И буквально за ним охотился. Почти тайно побывал на одном из показов. Тогда Зайцев демонстрировал потрясающие пальто с вышивкой серебром и золотом. Карден увидел эту красоту и чуть не выпрыгнул из кресла.

Познакомиться модельеры смогли только в 1965 году. Зайцев показал те самые опальные расписные валенки и телогрейки. Карден снова был в восторге. Кутюрье вместе сходили пообедать и подружились. Пьер стал показывать коллекции Славы за границей, а Карден покупал у него ткани.

Вскоре про Зайцева узнал весь мир.

Но родных знаменитостей Слава ни на секунду не забывал. Одевал всю эстраду. В кружева, жабо, серебряные и перламутровые сложносочиненные костюмы. Нынешнюю звезду всея Руси Филиппа Киркорова, жену именитого режиссера Татьяну Михалкову. В нарядах «от Зайцева» ходили две великие Людмилы, Гурченко и Зыкина, Владимир Зельдин, Тамара Гвердцители, Муслим Магомаев. Зайцев участвовал и в создании формы для спортсменов на Олимпиаде-80.

В КАДРЕ

ДАЖЕ МЫМРУ ПРЕВРАТИЛ В КРАСАВИЦУ

Наряды от Slava Zaitsev можно увидеть на культовых героях советских фильмов

Мало кто знает, что Слава Зайцев работал и на киноиндустрию. Он одевал Любовь Орлову для ее последнего фильма «Скворец и лира». Придумал образы для Зиночки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Одним из ее нарядов было красное платье-рубашка на пуговицах. В нем героиня исполняет песню «Звенит январская вьюга». Наряд по тем временам считался смелым. Его рук дело и роскошный белый брючный костюм, и розовое с белой отделкой платье Зиночки. Последнее стало визитной карточкой тогда начинающего дизайнера.

И «мымра», которую играет Алиса Фрейндлих в «Служебном романе», преобразилась усилиями Зайцева. Наряд для ее финального фееричного выхода придумал именно он. Это приталенное клетчатое платье синего цвета с широкой юбкой, контрастными манжетами, воротником, карманами и большими пуговицами.

Зайцев создавал костюмы для спектакля «Пиковая дама» в Малом театре, где в главной роли блистала Вера Васильева. Творил для «Трех сестер» Галины Волчек в «Современнике». Был соавтором декораций к этому спектаклю. Андрей Миронов сыграл последнюю роль, Фигаро, в костюме «от Зайцева».

В том же наряде актера и похоронили.