О чем поет «Старый Ольса»?
Средневековые песни на новый лад Попадая на концерты группы «Старый Ольса», чувствуешь что-то похожее на «разговор» с ракушкой. Со сцены звучат давно забытые мелодии, артисты импровизируют на лютне, дуде-волынке и других инструментах, на которых вот уже сто лет наши современники не играют. Поначалу кажется, что музыканты из минской группы средневековой музыки поют на некоем непонятном и загадочном языке. А потом прислушаешься – и узнаешь белорусские, польские, латинские слова. И именно эта загадочность манит к «Старому Ольсе» тысячи поклонников.
Попадая на концерты группы «Старый Ольса», чувствуешь что-то похожее на «разговор» с ракушкой. Со сцены звучат давно забытые мелодии, артисты импровизируют на лютне, дуде-волынке и других инструментах, на которых вот уже сто лет наши современники не играют. Поначалу кажется, что музыканты из минской группы средневековой музыки поют на некоем непонятном и загадочном языке. А потом прислушаешься – и узнаешь белорусские, польские, латинские слова. И именно эта загадочность манит к «Старому Ольсе» тысячи поклонников. Вот уже десять лет коллектив выступает на сцене Беларуси, гастролирует по ближнему и дальнему зарубежью. А начиналась история так – энтузиасты разыскивали в старых книгах записи давно забытых мелодий, по рисункам из древних фолиантов, по музейным раритетам воссоздавали музыкальные инструменты, не звучавшие веками. И хотя прошло не так уж много времени, но то, что играет «Старый Ольса», стало частью современной белорусской культуры. О новой жизни средневековой музыки мы поговорили с лидером «Старого Ольсы» – Змитером Сосновским.
– Змитер, как возникло увлечение именно старобелорусской музыкой?
– Я родом из славного белорусского города Гомеля, где получил первое свое образование – окончил исторический факультет Гомельского университета. Я всегда интересовался историей. И когда поступил на исторический факультет, долгое время не мог решить, какое направление выбрать. Притягивала и археология, и этнография, и палеография. Но однажды услышал немецкую, шведскую и французскую старинные мелодии и мне стало интересно: а какая музыка в те времена была здесь, в Беларуси? Так увлекся музыкальной историей своей страны. Постепенно пришло понимание того, что только музыка позволяет по-настоящему услышать прошлое. И вот уже более пятнадцати лет занимаюсь исторической музыкой, а интерес к ней становится только сильнее.
– А с чего начинался «Старый Ольса»? Откуда, например, столь загадочное название?
– Было это еще в начале 90-х. В то время старинную белорусскую музыку уже можно было слышать в исполнении камерного ансамбля «Контабиле» и аркестра «Классик-Авангард». Я тогда уже начал собирать коллекцию старинных инструментов. А вскоре все разрастающаяся коллекция инструментов привела к желанию самому начать «играть средневековье». А название выбрал из белорусской топонимики. Тысячу лет назад на наших землях существовала богатая и интересная культура восточнобалтийских племен. Древние слова из языка этих племен сохранились в названиях многих белорусских рек. Одно из таких интересных названий и было выбрано для группы: Ольса – так именуется ручей на западе Могилевской области. А слово Старый к нему приставили, чтобы по названию было понятно, что наша группа играет именно старинные мелодии.
– Сколько человек поначалу приходило на концерты и сколько поклонников у вас сейчас?
– Уже первый сольный концерт в Гомеле в 1999 году собрал полный зал. Потом количество концертов нарастало как снежный ком. Как и количество поклонников. Сколько их всего, оценить трудно.
– Кто ваши поклонники по возрасту, социальному статусу, образованию?
– Это очень разные люди. Отличия между ними особенно заметны на разных концертных площадках. Например, на концерт в престижный Дворец профсоюзов, расположенный на центральной площади Минска, большинство мужчин приходят в костюмах и галстуках, а женщины и девушки – в вечерних платьях. А в клубах на танцевальных средневековых «отрывах» заметную часть публики составляет «припанкованная» молодежь.
– Новые альбомы группы выходят каждый год. Откуда черпаете репертуар, ведь старинных мелодий, наверное, сохранилось не так уж много?
– Осталось богатейшее наследие белорусской старины времен Великого княжества Литовского. Это уникальная музыкальная культура, основанная на творческом переосмыслении всех общеевропейских музыкальных мод и на культивировании старинного белорусско-литовского фольклора. Так что в своем творчестве мы пользуемся возможностью черпать мелодии и из фольклора, и из музыки, звучавшей в княжеских хоромах и при дворах магнатов. Конечно, все это требует кропотливой работы в архивах, где еще сохранилось немало пока неизвестных широкой публике записей.
– Кого вы считаете своими предшественниками на сцене и есть ли сейчас подражатели у вас?
– Первой группой медиевального, или средневекового, стиля в Беларуси был уже упомянутый мною камерный ансамбль «Контабиле». Нужно вспомнить певца и исследователя старинной музыки Виктора Скоробогатова и его «Белорусскую капеллу», потом оркестр «Классик-Авангард». В те времена (конец 80-х – начало 90-х) была и такая уникальная группа, как «Камелот», которая занималась очень интересной стилизацией средневековой музыки. И если академические коллективы заинтересовали старинной музыкой «профессиональную публику», то «Камелот» сделал это с самой широкой аудиторией. Параллельно с этим и фольклорные исполнители обратились к белорусским народным балладам, например группа «Литвины». Даже некоторые металлисты и рокеры начали исполнять средневековую белорусскую музыку в своих обработках – это группа из Мозыря «Отражение» и в свое время очень популярная гомельская группа «Годс Тауэр». Поэтому «Старый Ольса» попал на «удобренную» почву и сделал вначале только один гениальный ход – стал играть средневековую музыку именно на средневековых инструментах, то есть в оригинале. Это и сейчас остается одним из главных наших козырей – мы выносим на сцену живую историю!
– Чем творчество «Старого Ольсы» интересно небелорусскому слушателю?
– Мы всегда составляем концертную программу так, чтобы там были произведения разных жанров, бытовавших на наших землях в старые времена: камерные, фольклорные, духовные. Это позволяет привлекать к этой многим непонятной культуре самую широкую публику. Абсолютно идентичные общеевропейским художественным веяниям старинные белорусские произведения позволяют любому иностранному слушателю спокойно наслаждаться оригинальной музыкальной культурой нашего Отечества. Если добавить сюда наслоение языческой музыкальной культуры, музыки различных христианских конфессий и импортированную западноевропейскую музыку, становится понятным, почему наша старинная песенная культура была такая разнообразная. Это же объясняет и тот теплый прием, который находит наша группа у заграничной публики.
– Где вы чаще всего гастролируете?
– В Польше. Объясняется это просто – в XVI-XVIII веках у нас была почти идентичная городская и придворная музыкальные культуры.
– Что можно ожидать от вас в ближайшее время?
– Сейчас работаем над обработкой музыкальных сборников XVII века, над произведениями композиторов-лютнистов, которые жили на территории Беларуси в XVI веке, увеличиваем «парк» инструментов и по возможности повышаем уровень реконструкции этих инструментов. Нас ждут уже несколько гастролей в следующем году, монтируется документальный фильм с концертами «Старого Ольсы» разных лет. Думаю, через год-полтора подготовим новый альбом по музыке XVI-XVIII веков.
– Ваша работа приносит вам прибыль или это все только для души?
– Наши гонорары мало-помалу, но все же увеличиваются, и уже несколько человек в нашей группе стоят на грани перехода только на жизнь исключительно за счет музыки. И это радует!
Виктор КОРБУТ