САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Возвышение духа

В Концертном зале имени Чайковского состоялся концерт Российского национального оркестра На сей раз возглавляемый Плетневым коллектив представил «шедевры романтической музыки» XIX века – Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор Камиля Сен-Санса и Симфонию №9 до мажор Франца Шуберта.

В Концертном зале имени Чайковского состоялся концерт Российского национального оркестра

На сей раз возглавляемый Плетневым коллектив представил «шедевры романтической музыки» XIX века – Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор Камиля Сен-Санса и Симфонию №9 до мажор Франца Шуберта. В один вечер сыграть большую лирико-эпическую Симфонию Шуберта и композиционно выверенный, совершенный по стройности Концерт Сен-Санса – решение на первый взгляд несколько необычное. На самом деле трудно найти двух других всемирно известных музыкантов, жизнь которых была бы так полярно противоположна во всем – от быта до творчества, как Шуберт и Сен-Санс. Безусловный гений Шуберт, по сути, родоначальник музыкального романтизма, проживший очень короткую, полную лишений жизнь (31 год!), который так ни разу и не услышал концертного исполнения ни одной из своих симфоний. И великий Сен-Санс, за долгую жизнь (86 лет!) не примкнувший ни к одному музыкальному направлению, рано обласканный славой, он слыл «величайшим музыкальным умом» богатого на таланты века и концертировал с неизменным успехом в течение 75(!) лет. Так отчего же Плетнев свел вместе этих двух сочинителей, ведь составление программы концерта – дело для него не менее важное, чем последующее ее исполнение? Думается, сделано это, чтобы подчеркнуть: судьба сочинений и их воздействие на слушателей определяются не внешними различиями жизни творцов, а объединяющими их чертами творчества. Эти черты – песенно-танцевальная мелодичность, подслушанная у народа, и глубокое постижение мира человеческой души, иными словами, «умное сердце», – и есть тот высокий романтизм, который подняли на щит немецкие авторы, начиная от Гофмана и Шиллера в литературе, Шуберта и Шумана в музыке. Концерт подтвердил: в ряд имен великих романтиков Сен-Санс включен не зря, даже если сам он, желая оставаться независимым, никогда не стремился числиться ни в каком из направлений.
Сыграть в качестве солиста Концерт для виолончели с оркестром был приглашен Александр Рудин, один из лучших виолончелистов страны, руководитель камерного оркестра Musica viva. Мне больше по душе игра Александра Князева за ее экспрессивность и густой «медовый» звук. Однако здесь в одном из самых трудных и виртуозных виолончельных концертов в ансамбле с РНО, управляемым Плетневым, умная, тонкая игра Рудина, по сути, идеально совпала с трактовкой дирижера. В результате Концерт Сен-Санса прозвучал во всей его цельности и красоте в соответствии с кредо самого автора: «Художник, который не испытывает полного удовлетворения от изящных линий, гармонических красок и красивой последовательности аккордов, не понимает искусства музыки».
Последнюю, 9-ю Симфонию Шуберта недаром называют «Большой». Она велика по величине, но, главное, по мыслям и чувствам, переполнявшим композитора в преддверии скорой смерти. Мы все немного мистики, а задним числом особенно. Потому и последнюю Симфонию Шуберта часто зовем его музыкальным завещанием. На самом деле совсем молодой Шуберт не собирался так скоро умирать, хотя трудная жизнь порядком поистрепала его здоровье. Он умел радоваться, умел петь и веселиться, ценил дружбу, боготворил музыку. Несмотря на бытийную непрактичность, а может, как ни парадоксально это звучит, благодаря ей, ум Шуберта на 32-м году жизни настолько созрел, что вне житейских перипетий сам он давно уже жил как мудрец и мастер. Все это отобразила его до-мажорная лирико-эпическая Симфония №9. Ее довольно часто исполняют, но она далеко не всем «по зубам» и нередко оказывается «рассыпанной» на отдельные, слабо связанные между собой фрагменты. В трактовке Плетнева Симфония, сыгранная РНО на одном дыхании, воспринимается как прекрасное здание музыкального гения, где богатые мелодические украшения не затмевают, а лишь сильнее оттеняют умную цельность замысла.
Впереди новые концерты с участием Плетнева, и по возможности не надо их пропускать. Они веселят сердце и укрепляют дух.

Елена АНТОНОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также