Энергетика «Золотого Витязя»
Василий Лановой и Владимир Гостюхин о любимом фестивале На открытии VII Международного театрального форума «Золотой Витязь» народному артисту СССР Василию Лановому была вручена Золотая медаль Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». Медаль вручил народный артист Беларуси Владимир Гостюхин. Сегодня любимцы публики отвечают на вопросы «СВ».
На открытии VII Международного театрального форума «Золотой Витязь» народному артисту СССР Василию Лановому была вручена Золотая медаль Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». Медаль вручил народный артист Беларуси Владимир Гостюхин. Сегодня любимцы публики отвечают на вопросы «СВ». – Что вы думаете о театральном форуме «ЗВ», насколько он вписался в контекст современной культуры в России?
В.Л.: Движение «ЗВ» возникло много лет назад, на славянской основе, отличительной чертой его была защита христианских ценностей в мировой культуре. Фестиваль стал популярным, кроме кинематографистов теперь ежегодно собираются вместе и деятели театра. Раньше я принимал участие в кинофорумах «ЗВ». При сегодняшней деградации культуры считаю фестиваль очень ценным – у него есть связь с великой культурой прошлого. В этом году театральный форум открывался спектаклем Малого театра «Дети солнца» по замечательной пьесе Горького. Когда-то я играл Протасова, и это дорогая для меня пьеса. Сам факт того, что таким спектаклем открывается фестиваль, говорит о его качестве.
В.Г.: Первое впечатление – очень слабое финансирование, и почти нет информации о фестивале. Вот и в этом году, думаю, ни один из каналов не показал открытие. А на самом деле тихий и немодный фестиваль мог бы составить конкуренцию раскрученной «Золотой Маске», потому что существует в традиции русской театральной школы. А то, что президент Николай Бурляев разрывает сердце на проведении форума, проблема государства. Руководители России делают громкие заявления о больших проектах, нацеленных на развитие страны, и недостаточно, на мой взгляд, заботятся о нравственной составляющей в жизни россиян. Уверен, прохладно относясь к деятельности «ЗВ», государство делает большую ошибку, потому что фестиваль обладает энергетическим полем, заряд которого способен сообщить людям созидательный настрой, независимо от западных влияний.
Как художник я существую в пространстве «ЗВ» и недавно снялся в российско-белорусском фильме Геннадия Полоки «Око за око» по повести Бориса Лавренева. К сожалению, работа над фильмом приостановилась. Чтобы довести его до ума, требуется миллион долларов…
– Насколько значимой кажется вам Золотая медаль Н.Д. Мордвинова?
В.Л.: Фестивальная премия учреждается в память о великих людях, и это приятно. Например, Пушкинская медаль вручалась в год 200-летия поэта. В своем театре я все время ратовал за учреждение именных медалей великих вахтанговцев – Мансуровой, 100-летие которой мы отмечали, Астангова, Плотникова, Гриценко, к сожалению, этого не случилось. А на белорусском фестивале «Листопад» в прошлом году удостоился приза Президента Беларуси, батька Лукашенко вручил мне его сам.
С Николаем Дмитриевичем Мордвиновым я был знаком. Дело в том, что на протяжении многих лет, буквально до 1991 года, между Театром имени Моссовета и нашим, вахтанговским, существовала традиция – по выходным обмениваться сценами. Помню, я без конца смотрел Мордвинова в лермонтовском «Маскараде». Арбенина в театре, в отличие от кино, он играл уже будучи человеком мудрым, в его игре ощущался уход от частного случая к общечеловеческой трагедии. Все внимание позднего Мордвинова было сосредоточено на внутреннем состоянии персонажа. Каким-то непостижимым образом он передавал зрителям свой человеческий опыт, и думалось о том, до какой глупости может дойти человек, ослепленный обидой и болью.
В.Г.: Мордвинов – великий русский актер, и, хотя это не государственная награда, медалью можно гордиться. Когда ее вручают, конечно, нет такого шума и пафоса, как при вручении госнаград, зато есть пафос искренности наших сердец. Хотя бы на территориях наших стран мы должны чествовать лучших актеров и режиссеров, и эта традиция заслуживает уважения.
– Каково, на ваш взгляд, состояние театрального процесса в России и Беларуси на данный момент? Одерживает ли развлекательный театр верх над искусством духовным?
В.Л.: После 15 лет развлекаловки, на мой взгляд, началось движение к серьезным гражданским вещам. Появляются спектакли и фильмы, в которых ставятся вечные вопросы, касающиеся сущности жизни и смерти. Ставят Островского, и от этого радостно на душе. На своих сольных концертах, где читаю классическую поэзию, в отличие от середины 90-х, вижу полные залы. Недавно побывал в Ханты-Мансийске и других сибирских городах, дал концерт в БДТ, в декабре повторю его. А в феврале вместе с Ириной Купченко будем читать в концерте поэзию Золотого и Серебряного века. Бываю на гастролях со спектаклем «Посвящение Еве». Два раза в месяц играю свою премьеру «Последние луны» – об отношении в мире к старикам.
За зрителя надо бороться, об этом постоянно говорим в Общественной палате, в Комиссии по культуре. Прекратить деградацию великой русской культуры – задача дня ставится именно так. Мы должны быть достойны своих классиков – Пушкина, Толстого, Достоевского, Лермонтова. Обладая таким богатством, немыслимо разменивать искусство на однодневки. Я и студентам своим на кафедре художественного слова и сценречи в Щукинском институте не устаю говорить об этом.
В.Г.: Хороший театр всегда несет в себе умное развлечение. Сужу по зрительской реакции на спектакли, которые я поставил по пьесам российского драматурга Михаила Ворфоломеева «С Новым годом!», «Голоса», Механический человек».
В целом о процессе судить не могу, но расскажу, как в Минске принимали два спектакля. Малый театр привез «Волки и овцы», в котором фантастически играли актрисы Полякова и Муравьева. Это был настоящий театр Островского. Овация не стихала полчаса. А вот спектакль по Чехову режиссера из Литвы Някрошюса зрители не приняли. Была проведена широкая рекламная кампания, по ТВ спектакль объявили «мировым шедевром», билеты в зал на 2 с половиной тысячи мест продавали по 100 долларов. Увы, к концу спектакля в зале осталось человек 200.
– Что вы думаете о «войнах» между Россией и Беларусью последнего времени? Что мешает нашим руководителям подписать, наконец, Конституционный акт, в результате чего мы реально объединимся?
В.Л.: Это трудности роста, не больше. И это цветочки, если посмотреть на то, что творится на Украине. Налицо результат того, что американцы увлекались завоеванием Украины и Грузии, когда им надо было затащить их в НАТО. Вспомните их принцип – ни при каких условиях не допустить воссоединения Украины с Россией. Отсюда все эти «оранжевые» революции. И что же, американцы победили? Убежден, их «победа» кончается. У них теперь новые заботы – что делать с Китаем. Пусть занимаются…
В.Г.: В СССР Беларусь, по традиции, была сборочным цехом, у нас не было такой литерной экономики, поэтому и сейчас мы не совсем совпадаем в подходе к развитию своих стран. Модель развития Беларуси, страны, небогатой ресурсами и далеко не европейской, на мой взгляд, во многом ближе к китайской. В России же сложились свои политико-экономические реалии – отсюда проблемы объединения…
Нина КАТАЕВА