Юлия Пересильд: Переживала, что превращусь в шарик с красным лицом
Первый в истории фильм, снятый в невесомости, - уже в кинотеатрах Союзного государства
МАЗАЛИ НОС САЖЕЙ
- Олег, вы меня слышите? Нижняя средняя доля правого легкого имеет следы разрывов…
Женя (Юлия Пересильд) - торакальный хирург. Врач, который оперирует органы дыхания. Девушка прибыла на МКС, чтобы спасти космонавта (Олег Новицкий). Ей дали всего месяц на подготовку к полету. Справится ли с трудностями, преодолеет ли страхи?
Фильм показали впервые в День космонавтики. Премьер было две. Одну устроили в кинотеатре «Октябрь», который на один день превратился в МКС. Соорудили большие серебристые тоннели, иллюминаторы, двигатели. Привезли ту самую космическую капсулу, в которой Олег Новицкий, режиссер Клим Шипенко и Юлия Пересильд прибыли на Землю. На летательном аппарате еще осталась сажа. Гости мазали ее себе на нос и шутили, что это звездная пыль. Вторая премьера состоялась в Кремле, и там побывал российский президент Владимир Путин.
Картина стала вызовом всем землянам. Еще никто не устраивал съемок в космосе. Пересильд и Шипенко - первопроходцы в мировом кинематографе. Причем Юлия - всего пятая по счету россиянка, слетавшая на орбиту.
ИДЕЮ ПРИНЯЛИ В ШТЫКИ
Съемки проходили и в Центре подготовки космонавтов. Выбрали залы с тренажерами и пилотируемыми кораблями «Союз». Работали в гидролабораториях, комплексах с центрифугами. Снимали и на военном аэродроме Чкаловский.
Над отдельным блоком трудились в «Роскосмосе». Там построили точную копию Центра управления полетами. Национальный космический центр создали в санатории «Вороново».
Космонавты приняли идею об экзотических съемках поначалу в штыки. Они считали, что станция с ее сложным устройством - не место для кино, ведь ее создавали как научную лабораторию.
- Я не представлял, как там можно организовать процесс, - разводит руками космонавт Петр Дубров. Он сыграл Кудрявцева, который помогает Жене делать операцию. - Но я понимал, что это будет интересный, необычный и полезный опыт для всех.
Космонавт Антон Шкаплеров выступил в роли самого себя. Он сопровождает Женю на МКС. В отличие от Петра, идею о съемках принял радостно.
- Такой опыт пережил впервые, - улыбается Антон. - Предстояло лететь с двумя непрофессиональными космонавтами, значит, выполнять задачи не только командира, но и бортинженера, который полностью управляет кораблем.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
-
На МКС состоялось 12 съемочных смен, хронометраж отснятого материала составил 78 часов 21 минуту.
-
Земной съемочный период длился около двух месяцев. 53 съемочные смены. Хронометраж - 297 часов 48 минут.
-
Каждому члену экипажа можно было взять с собой не больше килограмма личных вещей.
-
Больше двух тысяч костюмов сшили и закупили для съемок.
-
Для участия в групповых сценах отсмотрели больше семисот человек, а выбрали - пятьдесят. Актеров-эпизодников отобрали среди трехсот претендентов, осталось всего девять человек.
ПОДГОТОВКА
НИ ЗА ЧТО НЕ СТЫДНО
Тщательная проверка здоровья, новые навыки - съемочной группе пришлось как следует напрячься
НИКАКИХ РЮМОЧЕК!
К съемкам начали готовиться осенью 2020 года. Первый канал объявил кастинг на роль женщины-врача. Отобрали 25 финалисток.
- Юля прислала самопробу, но снималась в другой картине. Когда вернулась, забежала в Дом литераторов. Присела к нам за столик. Я наблюдал за ней. Юля выпила рюмочку, закурила, и я сказал: «Ну-ка давай завязывай! Тебе на следующей неделе ехать в «Звездный» на медкомиссию». Она ответила: «Да? Хорошо», - рассказывает гендиректор Первого канала Константин Эрнст.
На следующий день после разговора Пересильд поехала на медкомиссию в ЦПК.
- Я никогда в жизни не проходила такой кастинг, - говорит она. - Он включал в себя гастроскопию и колоноскопию, проверку ровности носовой перегородки, а также МРТ, КТ. И это даже не про здоровье, а про особенности, которые тебе мама с папой дали. У нас с Климом оказался сильный вестибулярный аппарат. Не забуду кресло, в котором его проверяли.
НАУЧИЛАСЬ ЗАШИВАТЬ КОЖУ
К роли торакального хирурга Пересильд готовилась тщательно. Она никогда не играла врача. Общалась с друзьями-медиками. Прочла много книг о торакальной хирургии. В том числе консультанта, военного врача Олега Куйбиды. Он дневал и ночевал со съемочной группой.
Главная сцена - операция. Ее снимали дольше всего. Для того чтобы научиться делать все так, как надо, Пересильд и Шипенко вместе с Куйбидой ездили посмотреть на настоящую операцию в главный военный клинический госпиталь. Операция была на грудной клетке. Длилась пять с половиной часов. Все это время Юлия и Клим наблюдали. Стремились понять общую механику, атмосферу в операционной. Пересильд потребовалось два месяца, чтобы научиться зашивать кожу с помощью пинцета на силиконовом тренажере.
- Дольше всего разбирали, как снимать операцию, - признается актриса. - И я теперь знаю, как называется каждый из зажимов, что такое роликовый отсос, как правильно в вену попасть иглой. Мне не стыдно ни за одно мое слово, взгляд, движение.
СЕКРЕТЫ «КОСМИЧЕСКОЙ» КРАСОТЫ
ВЫГЛЯДЕЛА ЛУЧШЕ, ЧЕМ НА ЗЕМЛЕ
Актриса придумала идеальную для невесомости прическу, а режиссер едва прошел по росту
Пересильд отсмотрела много видео с женщинами-космонавтами. И обратила внимание, что когда волосы вьются, красиво лежат в невесомости.
- У меня с собой было двадцать резинок, - рассказывает она. - Каждый вечер после мытья головы я завивала волосы на них. И прическа так волшебно стояла. Я в космосе лучше выгляжу, чем на Земле. Такой красивой ни в одном фильме не была, - смеется Юлия. - Переживала, что отеку и стану похожа на тайского пчеловода или шарик с красным лицом. Есть браслеты, которые привязывают на ноги для того, чтобы спадал отек. Я их надевала каждый день. Были с собой и патчи.
Клим Шипенко не очень подходил для съемок в невесомости:
- Мой рост был на грани - 189 см, а корабль сделан для людей не выше 190.
Режиссер объяснил, почему в трансляции космонавты выглядят упитанными:
- Не потому, что кормят хорошо, - мало движения. Все меню рассчитано, никто не поправляется. В космосе нет гравитации, кровь распределяется равномерно, и у большинства людей лицо становится несколько шире, чем на Земле.