САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Литвины» из Беларуси

Фольклорная группа оказалась в настоящем подполье Фольклорная группа «Литвины» возникла в Минске в марте 91-го. Дерзкое напоминание о том, как назывались когда-то жители Великого княжества Литовского. Но, несмотря на то что в независимом государстве с обостренным интересом относились ко всем проявлениям национального, а музыканты пели исключительно на белорусском, их считали оппозиционной группой. Правда, это не помешало им выпустить четыре альбома, блеснуть на американском сборном диске «Музыка Восточной Европы», побывать с гастролями во Франции, Италии, Германии, Польше, на Украине.

Фольклорная группа оказалась в настоящем подполье

Фольклорная группа «Литвины» возникла в Минске в марте 91-го. Дерзкое напоминание о том, как назывались когда-то жители Великого княжества Литовского. Но, несмотря на то что в независимом государстве с обостренным интересом относились ко всем проявлениям национального, а музыканты пели исключительно на белорусском, их считали оппозиционной группой. Правда, это не помешало им выпустить четыре альбома, блеснуть на американском сборном диске «Музыка Восточной Европы», побывать с гастролями во Франции, Италии, Германии, Польше, на Украине. О том, как выглядит андерграунд по-белорусски, рассказывает руководитель фольклорной группы «Литвины» (лауреат телевизионного фестиваля «Золотые ключи») Владимир Берберов.

– Ансамбль создавался несколько лет, вначале мы с Натальей Мотылицкой просто пели на редких концертах, потом стала формироваться инструментальная группа. Утвердить ансамбль под названием «Литвины» помог секретарь комитета комсомола Белорусского университета, когда для выступления в Киеве срочно потребовалась фольклорная группа. Первые концерты состоялись еще в Советском Союзе, а репетировать после каникул мы начали уже в новой стране. И, как ни странно, не получили особой поддержки. Тогда все сразу размежевались – на официоз и андерграунд, хотя я не очень понимал, в чем заключалось противоречие в нашем случае. Да, мы были за все белорусское, но это не означало отрицания всего советского. Но политики так решили, и мы оказались в подполье.
Вскоре я понял: если у группы не будет записей, это будет означать, что ее нет вообще. И мы записали кассету. Когда кассета появилась в продаже, по Белорусскому радио пустили наши записи, сделанные ранее. В 95-м мы стали лауреатами телевизионного фестиваля «Золотые ключи». А через два года с двумя песнями попали на сборный американский диск «Музыка Восточной Европы». А через год я сам стал лауреатом фестиваля «Звенят цимбалы и гармошка», который проводится в старинном городке Поставы (Владимир играет на дуде. – Ред.).
– Как складывался репертуар группы? Какие вещи в вашем исполнении стали популярными?
– Мы ездили по деревням, записывали фольклор, брали и чужие записи из сборников. Читая ноты, я знал, как мелодия могла звучать вживую. А самым раскрученным оказался «Вальс Балковского» музыканта из-под Вилейки, родившегося в 20-х годах. Несколько лет подряд его постоянно крутили по радио. Идешь, бывало, по улице, а из машины доносится этот вальс. Но истинными шедеврами считаю многоголосые песни – «Каля гаю, там, дзе рэчка», «Ой, пусцi, мацi, дай на рацэ гуляць», «Ой, ляцелi гусi, з далёкага краю». А в нашем альбоме «Голуб на чарэшнi – голубка на вiшнi», песни семей Алены Шевчик – «Ю недзелю рано сiне морэ играло» – и Натальи Захаренко – «Ой, i Юрьева мацi да и па рынку хадзiла».
– Как вы подбирали инструменты?
– Поскольку мы ориентировались на стилистику начала ХХ века – времени империи, считали, что нам необходим традиционный набор инструментов. Ну дуда – тут понятно, только новодел. А гармошка у нас настоящая «петроградка» конца ХIХ века. Цимбалы сделаны старыми мастерами: одни молодеченской традиции, другие – вилейской. Ну и какой музыкант у белорусов без скрипки… Исполнителей искали как бы под готовый замысел. Когда ансамбль сложился, мы увидели, что большинство участников – выходцы из деревень. Все они приносили свои песни – та, первая кассета, состоящая из этих песен, давно стала диском «Голубь на черешне – голубка на вишне».
– Как ваша группа вписывается в музыкальную белорусскую мозаику?
– Есть люди, которые нас любят и слушают, но в последнее время концерты проводим очень редко. Нет и гастролей. Работаем
«в стол».
– Владимир, а правда, что в Беларуси между группами, говорящими на русском языке и на белорусском, существует конфронтация?
– Да, после развала Союза некоторые люди в шоу-бизнесе действительно нас не приняли. Случались даже эпизоды, когда русскоговорящие группы не хотели выступать на одной сцене с белорусскоговорящими, потом это стало взаимным, и ко второй половине 90-х наметилась конфронтация. Правда, когда на гастроли приезжают группы «ДДТ», «Агата Кристи», «Машина времени», на концерты приходят все.
Думаю, со временем все образуется. А пока какой-нибудь исполнитель, за которого держатся, может ставить условия. А вот мой товарищ, который проводил бардовские фестивали, переломил такие настроения. Когда исполнители начинали артачиться, он спрашивал: вы отказываетесь выступать? «Нет, говорили ему, я хочу выступать, но не могу стоять на одной сцене с таким-то, у нас разные уровни». И когда мой товарищ резюмировал: «Но вы же не можете за кого-то отказаться, вы можете только за себя говорить» – все понты исчезли.
– Какое место занимают в музыкальной культуре Беларуси новые «Песняры»?
– Пусть музыканты не обижаются, но сейчас скромное, несмотря на то что это ансамбль-легенда. Когда в начале весны 71-го года по Минску пошел шепоток – «Песняров» слышали», большинство не знало, кто это такие. Но кто слышал, были в восторге. И когда мы узнали, что в «Останкино» будет сборный концерт с участием «Песняров», все прилипли к телевизорам. А в начале осени по ТВ показали «песняровский» концерт. Это была сенсация – оригинальное исполнение, поют по-белорусски. Вскоре после концерта мы зашли в ГУМ и в отделе грампластинок увидели толпу людей. Продавались пластинки «Песняров». Мы помчались в магазин «Мелодия». Он располагался в старом дореволюционном доме с пандусом, и там очередь протянулась по всему пандусу и вышла на тротуар. Если бы склад магазина был заполнен только пластинками «Песняров», на такое количество людей их не хватило бы. Мы побежали на трамвайную остановку и поехали в Дом грампластинок. Там было то же самое, и мы поняли, что в пролете. За пару дней первый тираж был раскуплен, фирма «Мелодия» повторила его, он снова был раскуплен, и только с третьего тиража все желающие купили пластинки.
– Что же так поразило людей?
– Дело в том, что в то время была тенденция воспринимать народную музыку как лубок, это такие примитивные песенки, которые поются в кокошниках, красных сапогах до колен и мини-сарафанах. А это была музыка, нацеленная на молодежь, причем песню «Ты мне весною приснилась» мы слышали по белорусскому радио, а «Песняры» спели ее по-своему. Одним словом, в Беларуси началась большая песняромания, и оборвалась она неожиданно, после скандала на Волгоградском ТВ. Музыкантов обвинили в хулиганском поведении, но все были уверены, что скандал спровоцирован, чтобы запретить выступления.
У «Песняров» одна за другой выходили пластинки, но те, которые вышли после маленькой – «За полчаса до весны», стали пользоваться уже меньшей популярностью. О выходе четвертой большинство уже не знало. Очень расстроил публику уход Леонида Борткевича, к солисту Дайнеко отнеслись уже не так резво. А потом поссорились Владимир Мулявин с Мисевичем, отцы-основатели…
– В Москве на концертах в честь Дня единения Беларуси с Россией всегда выступают «Сябры».
– Они появились в эпоху популярности «Песняров» и все время воспринимались как второй номер. А в 1992-1993 годах они резко всплыли, сориентировавшись на белорусский репертуар и сделав более интересными аранжировки. А потом наметился спад – то ли творческий подъем у них прошел, то ли, как и всем, стало трудно работать. Сегодня в Беларуси выживают лишь группы с коммерческим уклоном. Моим коллегам, например, юрист помог зарегистрировать музыкальный коллектив как унитарное частное предприятие, занимающееся торговлей мылом и моющих средств. Если они давали концерт под видом презентации какой-то марки мыла или рекламной акции, налоги получались в разы меньше. В мире налоги на искусство, как правило, меньше, чем на экономическую деятельность. Но только не в Беларуси. Здесь кто-то считает музыкантов самыми богатыми людьми.
– Что вы думаете о строящемся Союзном государстве?
– Смотрю на него через призму реальностей нашей жизни – через трубы и дороги, которые проходят через Беларусь, через военные базы, которые там находятся. Это то, что нас связывает. Знаю немало людей, которые считают распад Советского Союза авантюрой определенных личностей – вот пройдет, мол, немного времени, и все встанет на свои места. Но этого никогда не будет! В 1991 году Советский Союз закончил распадаться, а началось это примерно с 70-го года. Погибала экономика, уже никто ни во что не верил, а идеологему воспринимали в качестве того, что принято говорить. И в 91-м году политики констатировали, что все развалилось окончательно.
Вообще-то из происходящего в славянском мире меня больше волнует то, что сделали, например, с Сербией, заставив ее отдать Косово албанцам. Или то, что ушла Польша и живет своей жизнью. И Чехия смотрит на Запад. Мне кажется, силы нужно направить на то, чтобы соединить все славянские народы, чем пытаться создать свою узкую тусовку.
– Что вам нравится из русской музыки?
– Многое, и во всех жанрах. Помню, однажды видел мужика, который пел народные песни в переходе, – положил ему в шляпу 500 рублей, он того стоил. У меня даже есть русский проект. В начале XX века, когда в России появились первые исполнители народных песен, среди звезд блистали Плевицкая и Пятницкий, которые, как вы знаете, были антагонистами. Но далеко не все знают, что позже появился Федор Павлов. В моей коллекции есть его дореволюционная пластинка, где он поет песню «Липа вековая». Исполнение потрясает, хотя песня записана до середины, на оборотной стороне – «Гибель «Варяга». Это было новое слово в жанре. Но уже гремела Первая мировая война, и певец не имел возможности обрести популярность в своей стране, так как ей оставалось совсем мало жить.
Если с наиболее сохранившихся пластинок Федора Павлова снять записи, отреставрировав звук, – а прецеденты есть, я слышал отреставрированные записи Энрико Карузо, – то можно сделать его компакт-диск. Уверен, он бы в значительной мере открыл русским самих себя. Но когда я подал эту идею в Москве, то услышал: это не нужно, Павлов принадлежит своей эпохе, и только ей.
Также меня поражают в русской музыкальной культуре зэковские песни. Русская нация, в отличие от белорусской, имеет и крестьянский, и мещанский, и зэковский фольклор, а белорусы всегда имели только крестьянский. Это говорит о том, что белорусы в начале XX века в какой-то момент были низведены до чего-то среднего между нацией и социальной группой. Еще очень сожалею, что ни разу не довелось гастролировать в России – лишь в 94-м «Литвины» выступали перед белорусской диаспорой в Москве, а в 2002-м – по московскому ТВ.

Нина КАТАЕВА

Минск – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также