САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Зарядиться энергией «Завтра»

В Москве прошел III Международный кинофестиваль современного кино «Завтра»/2Morrow3 Без этого кинофорума авторского кино, который длится всего 4 дня – организаторы называют его самым коротким в мире, – уже трудно представить культурную жизнь столицы. Его пространство, границы которого так красноречиво очерчены фигурами ботичеллиевской Венеры и Венеры будущей в образе спящей девочки на белоснежном фоне, привлекает все большее число зрителей.

В Москве прошел III Международный кинофестиваль современного кино «Завтра»/2Morrow3

Без этого кинофорума авторского кино, который длится всего 4 дня – организаторы называют его самым коротким в мире, – уже трудно представить культурную жизнь столицы. Его пространство, границы которого так красноречиво очерчены фигурами ботичеллиевской Венеры и Венеры будущей в образе спящей девочки на белоснежном фоне, привлекает все большее число зрителей. Собственно, этот дизайн плаката воплотил главную мысль организатора и президента фестиваля Ивана Дыховичного, недавно ушедшего от нас. «Как-то вечером мне позвонил Иван, – вспоминал на открытии Владимир Сорокин, – и сказал, что придумал необычный фестиваль. Идея такая – вы приходите в зал, смотрите фильм – сегодня, а после просмотра для вас как бы наступает завтра. В этой метафоре, воплотившей микромашину времени, был весь Иван, который всегда находился в движении. Это трудно и для обычного человека, и для режиссера. Дыховичный снимал разные по задачам фильмы, ставил вопросы киноязыка, но его зрителям всегда было очевидно, что он не терпит двух вещей – пошлости и пафоса. И это он проложил мостик между этими двумя выгребными ямами, в которые провалилось множество фестивалей, презентаций, клубов. Благодаря Ивану мы идем по этому мостику и должны сохранить принцип отбора фильмов. На фестиваль должны попадать картины столь же живые и непредсказуемые, каким нам запомнился Иван Дыховичный».
Стараниями директора кино-
программ Алексея Медведева «Завтра» не стремится соревноваться с кем-либо ни по количеству фильмов, претендующих на премии, ни по числу именитых гостей. Родство по духу здесь главный принцип. И к «организации особого пространства для хорошего кино» здесь относятся ревностно. В конкурсе не увидите фильмы, засветившиеся на знаменитых фестивалях. В программах почти отсутствует общепринятый балласт. По признанию Алексея Медведева, приветствуются картины «однокалиберные, равные, в основном те, которые нашумели». И здесь всегда найдете то, на что откликнутся ваши чувства.
Таким открытием стал фильм 20-летнего канадца Ксавье Долана «Я убил свою маму» (Гран-при). Это автобиографическое киноповествование затрагивает сложнейшую тему взаимоотношений матери с сыном-подростком. Отец удалился из семьи под предлогом того, что не сможет быть хорошим воспитателем. «Дорогая, ты такая сильная, ты справишься», – как это знакомо всем женщинам мира! Мать все делает для того, чтобы обеспечить сыну достойное существование, и еще вчера они были друзьями, но сегодня его раздражает в ней все.
16-летнего подростка играет сам режиссер, удивительно точно передавая момент отъединения сына от матери, особенности его перехода в новую, взрослую жизнь, в которой учительница, умело направившая в профессию, оказывается влюбленной подругой, а приятель, увы, партнером по сексу. Но акцент на этом повороте сюжета отсутствует. Важно другое – Ксавье Долан тончайше передает состояние любви-ненависти, испытываемой подростком по отношению к маме, которая для него по-прежнему, хоть он и не признается в этом, – весь, почти весь мир. Через призму этой любви он будет оценивать все, что произойдет с ним. Удивительна мудрость молодого режиссера – чего стоит один монолог-вопль героини, который произносит она по телефону и которым очень метко припечатывает мужчин. Фильм драматичен, романтичен и ироничен одновременно. Это фильм-исповедь. И он рождает яркое зрительское сопереживание – явление, почти забытое в современном кинематографе. Разве не за этим мы приходим в кино?..
Жюри в этом году возглавлял знаменитый режиссер-эзотерик (чилиец с русскими корнями) Алехандро Ходоровский. Казалось, жди призов за экзотические темы и показ нетрадиционной ориентации. Но нет, вкупе с Ходоровским Полина Агуреева, российская актриса театра и кино, французский кинорежиссер и продюсер Жан-Стефан Совер и звезда Голливуда Рутгер Хауэр вручили Долану приз «за честно, искренне, отважно сделанный фильм, настоящее откровение, исповедь, в котором работает не только сюжет, но и изображение». Приз получила продюсер Кэрол Монделло, сообщив, что Ксавье Долан работает над новой картиной. И подарок – 50 тыс. долларов от компании «Ауди», главного спонсора фестиваля, сказала она, будет ему в помощь.
«За глубокое понимание психологических отношений, за глубокую человечность и умную социальную критику» был награжден фильм чилийца Себастьяна Сильвы «Служанка». Себастьян признался, что познакомился со знаменитым земляком Алехандро в Москве. Забавно, что актриса Каталина Сааведра, снявшаяся в «Служанке», до этого фильма сыграла 9 служанок в телефильмах, так что поначалу предложению была и не очень рада. За высочайшую точность в звуке и лучшее изображение получил приз Руне Денстад Ланглу («Север», Норвегия). Режиссер отметил, что если Филип Эгорд, с которым он работал, – опытный оператор, то звукорежиссер Оскар Ловнер – дебютант. Лучшим актером был назван Пэттон Освальт («Большой фанат» Роберта Сигела, США).
К сожалению, за кадром остался фильм румынского режиссера Корнелиу Порумбойю «Полицейский, прилагательное», в котором главный герой отказывается отправлять на семь лет за решетку старшеклассника, угостившего гашишем двух одноклассников. Он мотивирует это тем, что сломает жизнь парню, совершившему глупость, а законы имеют тенденцию меняться. При желании можно уловить мотив легализации легких наркотиков, витающий на Западе. Как бы то ни было, среди киноголосов, говорящих сегодня о свободе, пожалуй, голос «новой румынской волны» слышнее всех. Тем не менее на пресс-конференции режиссер признался, что «румынские зрители свое кино не любят, их вкус сформирован американскими фильмами, они ждут развлекательного кино». Но «своя публика», к счастью, у «режиссеров волны» уже появилась, и свое будущее они видят в отношениях с этими зрителями.
От России в конкурсе был представлен фильм Константина Селиверстова «Женитьба», о котором можно сказать – «На фоне Гоголя снимается кино». Диалоги гоголевских персонажей, снятые с минимальным привлечением изобразительных средств, перемежаются документальными кадрами, в которых высказываются на темы семейных раздоров самые разные люди.
Но персонажи из жизни не поражают воображение зрителей, и кинопродукт в целом смахивает на вариант для домашнего видео.
Кроме конкурса зрители увидели несколько специальных программ. В «Гала-премьерах» были показаны – фильм Изабеллы Росселини и Джоди Шапиро «Green porno» (США), «Жажда» Пак Чун Ука (Южная Корея), «Клык» Гиоргоса Лантимоса (Греция) и «Святая кровь» Алехандро Ходоровского (Мексика, Италия). Программа «Полночная музыка» шла под девизом «Punk not dead». Кроме ретроспективы Ивана Дыховичного, которому был посвящен фестиваль, зрители увидели ретроспективу канадского режиссера Гая Мэддина. Документальные фильмы в этом году были выделены в особую программу «Док.три.на».
Киноманы кроме «Святой крови» посмотрели фильм «Священная гора» Алехандро Ходоровского, который называют самым радикальным в истории мирового кинематографа. Из-за шокирующего видеоряда картина долгое время была запрещена в Европе, и до сих пор – в США.
На открытии фестиваля показали картину Джима Джармуша «Предел контроля» (США), которую представил знаменитый оператор Кристофер Дойл, а на закрытии фильмом «Сорняки» 87-летний Ален Рене (Франция), автор «Набережной туманов», напомнил нам, что любовь по-прежнему сильна, как смерть. Закольцевав фестиваль таким образом, организаторы доказали, что верны своему девизу – «Молодость не зависит от возраста».
А в целом программа убедила в том, что россияне живут теми же проблемами, что и европейцы, – тотальным крушением семьи, бегством от ответственности за детей, за любовь, за свой будущий дом, слабость homo sapiens, порой не способного адекватно ответить на выпады мира, удивительна и непростительна. Но нота любви, которая настойчиво пробивается сквозь все эти констатации, – единственная надежда на спасение в завтрашнем дне.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава секретной службы США Кимберли Читл ушла в отставку после покушения на Трампа
  2. Москвичам начнут платить почти ₽2 млн за контракт с Минобороны
  3. WP: Байден выступит с речью, посвященной решению выйти из президентской гонки
  4. Организации, где учредителями выступают зарубежные госорганы, могут быть признаны в России нежелательными
  5. Вячеслав Володин предложил создать комиссию по вопросам миграционной политики
  6. Илон Маск сравнил блокаторы полового созревания с препаратами для стерилизации
  7. Зеленский заявил, что понимает необходимость завершить конфликт как можно скорее
  8. Порошенко перепутал Майка Джонсона с Майклом Джексоном
  9. Госдума вводит наказание до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков
  10. Володин: Ротация депутатов, занимающих руководящие должности, позволяет повысить эффективность работы Госдумы
  11. Володин о западной «демократии»: они сами себя съедят
  12. Принят закон о режиме высылки мигрантов из России
  13. Венгрия не одобрит выделение 6,5 млрд евро на оружие Украине из-за остановки транзита нефти
  14. В России семьи с детьми смогут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты
  15. Владимир Путин провел встречу с новым главой Счетной палаты

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также