Праздник в Махачкале
Название города Махачкала в последнее время часто звучит в выпусках новостей, но отнюдь не в связи с искусством. И у кого-то может возникнуть ощущение, будто жизнь Республики Дагестан состоит из кратких передышек между стрельбой и взрывами. Однако трехмиллионная республика живет главным образом повседневными, будничными заботами, радостями, а иногда и праздниками.
В Дагестане бок о бок живут десятки народов. Здесь одиннадцать государственных театров, из них восемь национальных. Но для всех языком межнационального общения является русский. И это неправда, что Северный Кавказ стал для русских враждебной средой. Может быть, кому-то очень хочется посеять рознь между народами. Но это представляется просто невозможным, когда слышишь овации, которые дагестанские зрители устраивают гостям – московскому театру «Модерн», представившему на фестивале мелодраму «Петля», и Калужскому драматическому театру, который выступил с музыкальным ревю «Если любишь – найди».
Русский театр имени Е. Вахтангова из Северной Осетии открыл фестиваль лирической комедией «Очень простая история» Марии Ладо. Эта пьеса вошла в репертуар многих театров России благодаря своей доброте, искренности и задушевности. Создатели спектакля сумели донести теплые чувства до зрителя, и это стало главным залогом успеха. Театр из Карачаево-Черкесии обратился к западной литературе, поставив пьесу Артура Миллера «Спуск с горы», которая дала возможность ярко раскрыться таланту ведущего артиста театра
В. Вартанова. Русский театр из Ингушетии представил на фестивале классику двадцатого века – пьесу Григория Горина «Забыть Герострата». И оказалось, что горинский юмор стал еще злободневнее, чем тридцать лет назад, а ингушские артисты очаровали публику своей органичностью и темпераментом. Что же касается самого Дагестана, то особый успех у зрителей и специалистов имел Кумыкский театр, участвовавший в фестивале с мюзиклом «Человек из Ламанчи». И главной составляющей этого успеха стало мастерство актеров, исполнявших главные роли, – И. Акаутдинова, П. Ихивова. Фестиваль позволил в очередной раз убедиться в том, что каждая республика России, каждый город с театральными традициями богат настоящими талантами, даже если они не пользуются всероссийской известностью.
Новшеством фестиваля стала программа моноспектаклей, в которой приняли участие артисты из Москвы, Петербурга, Германии и Франции. Всех покорил своим блестящим чувством юмора немецкий актер Алекс Борис, представивший аристофановскую «Лисистрату». Заметным событием стал моноспектакль артиста петербургского Большого драматического театра Михаила Морозова «Хаджи Мурат» по знаменитой повести Льва Толстого о драматических событиях истории Северного Кавказа. Еще недавно, в связи с событиями в Чечне, артист считал исполнение этого произведения этически невозможным. Но сегодня оно звучит современно и своевременно, напоминая, что понятия чести, храбрости, благородства равно дороги всем народам и не имеют национальности.
Ольга БУТКОВА