Нас не отменишь!
На ярмарке современного искусства показывали работы художников из Донбасса, скульптора и ювелиров из Беларуси, а на открытии побывала, кажется, вся светская Россия
Буйство красок и фактур! Хочется бродить часами и прийти еще не раз. Ярмарка - яркое событие на арт-карте весенней Москвы и рупор новых тенденций, техник и имен в современном искусстве. На церемонии открытия выступили организаторы - резиденты арт-кластера «Таврида». Танцевали, показывали балетные па, пели. Предстали в образах героев произведений Пушкина, Достоевского и Чехова. Под музыку Чайковского и Шостаковича, Высоцкого и Цоя. На экране показывали картины Шишкина, Серова, Кандинского, Малевича. Шоу сопровождали причудливые спецэффекты. А называлось оно «Нас не отменишь». Мультижанровая постановка стала протестом против мировой «культуры отмены» всего российского.
В ART RUSSIA участвовали 23 галереи и больше сотни художников, скульпторов, фотографов.
МЫШКИ В ДОМИКАХ
На выставке был и серьезный уголок. Там представили работы художников Донбасса.
20-летняя Екатерина Галичая приехала в Москву из Луганска. Ее бы саму писать с натуры. Хрупкая, в платке, накинутом на плечи. Одухотворенное лицо. Но главное - глаза. Большие, грустные, то и дело наполняются слезами. Екатерина привезла восемь работ 2021 и 2022 годов. Два цикла, оба аллегоричные и метафоричные. Один - тревожный, другой - мирный.
- В этих работах я выражаю свою жизнь, - признается девушка. - Немножко побоялась, а потом отпустило, расслабилась.
Тревожный цикл повествует про больших и страшных волков и собак. Они постоянно пытаются напасть на маленькие домики. А в них живут маленькие мышки, то есть народ Донбасса, который ждет, что с ним случится. Работа «Попались» - как предсказание. Создана в прошлом году, до начала спецоперации. На ней злой и хитрый волк схватил мышек.
- Это те самые злые силы, которые брали нас в окружение, - поясняет художница. - Пока цикл приостановлен. Я смотрю, что будет дальше: удастся домикам спастись или все-таки злой волк их проглотит?
Второй цикл Екатерины, наоборот, дарит надежду. Он про мирную жизнь. Там мышки живут в домиках, маленькой жизнью. Идут домой с прогулки. Или отправляются за грибами. Мама с детишками готовит пряники. Мирно сосуществуют мышь с котом. И все ждут хорошей погоды.
- Эти мышатки - аллегория на нашу жизнь, - рассказывает Екатерина. - Несмотря на волков вокруг, мы можем переживать мирные моменты, тишины, счастья. Моменты тишины я изобразила в виде мышек, которые прячутся в бутончиках или цветочках, пока идет буря и в целом состояние природы напряженное. Создавала эти работы в 2023 году, и мне хотелось, чтобы мы с мамой спокойно сидели дома, со своимиблизкими, и не боялись. За жизнь свою, родных, мужчин, которые на фронте.
Девушке непросто было привезти работы.
- В Луганске нет пупырки, которая не дает разбиться стеклу, - рассказала она. - Иду мимо мусорника, смотрю - кто-то купил плазму и выбросил большой картон. Я подумала, знак свыше. Схватила, дома нарезала, сделала коробки, замотала скотчем.
И чуть не опоздала на поезд! В Каменске, до которого из Луганска еще добираться, он стоит всего две минуты. Поезд отъезжал, туда закидывали работы, проводница их ловила. Сама Екатерина заскочила туда в последний момент.
Екатерина не уезжает из Луганска. Там ее бабушки с дедушкой. Они не хотят покидать родные края.
- Конечно, прячемся от бомбежек, - вздыхает девушка. - С 2014 года у нас появились истинные ценности. Важны не сапоги или шуба, а родные и моменты с ними. И стало понятно, какие люди - мои мышки, свой круг, а какие - злой волк и покусают.
Рядом работы другой уроженки Донбасса. Римма Савина - из Горловки. Но она, в отличие от Екатерины, с 2000 года живет в подмосковных Электроуглях. На родине остались родные, друзья. Дядя с прошлой весны на фронте.
Римма выставила три картины. Они - на психологические темы. Про подсознание, состояние души. Одна приковывает взгляд. Она называется Received. Это последнее письмо женщины, которая приехала в тридцатых годах в Поволжье, волонтером. Несмотря на голод, она помогала лечить больных. И скончалась от тифа.
ПАЛКА, ОГУРЕЧИК – ВОТ И ВЫШЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕК
Будущее на выставке поджидало на каждом углу. Социальная сеть устроила уголок рисования. Можно было подойти к специальной стойке, ткнуть пальчиком во встроенный планшет, нарисовать, что заблагорассудится, а нейросеть превращала творение в полноценную картину. Например, детское солнышко - в восход над многоэтажками.
Поразил голубой сарафан с красными маками. В натуральную величину. Такой не наденешь. Ведь художник Марат Наби создал его... из гвоздей. Ольга Резанова привезла коллаж «Москва и Москвичи. Переход». Это картина маслом, а буква «М» у метро - из стеклодувных газосветных трубок.
Приковывал взгляды стенд грузинки Нино Самадашвили. Ее семья - из Тбилиси, а сама она родилась в Москве. В роду - семь поколений священнослужителей. Девушка об этом не знала в тот момент, когда начала создавать скульптуры. И интуитивно придумала серию работ «Души». Про то, как ощущает людей.
Работы белорусов тоже были на выставке. Две тонкие статуэтки всемирно известного скульптора, уроженца Лиды Андрея Осташова. Это всадники на лошади и воин с луком и стрелами. А еще - яркие массивные серьги от мастеров из Минска.
СТОЛИК НА ПЕСКЕ
Один из стендов, как домик Барби. Такой конфетно-розовый. Картины, будто глянцевые обложки, плоские фигурки из стекла. И хозяйка - под стать. С розовыми волосами и в такого же цвета костюме. Это дизайнер, художник Валерия Сальникова.
- Да, все суперфэшн, вау! - смеется она. - Мое кредо - пересечение детского и фешн. Розового и голубого. И расписываем работы вместе с детьми.
Главный экспонат тут - необычный журнальный столик с круглой столешницей. Внутри по песку бегает металлический шарик и рисует картины. По окружности столик расписан яркими рисунками в стиле поп-арт.
Его создал Александр Дмитриев. Художник вдохновился работами американского коллеги, бывшего врача Брюса Шапиро. Семь лет назад увидел у него концепцию и реализовал ее в виде стола.
- На горизонтальную поверхность насыпают песок, по нему ездит шарик и рисует узоры, - рассказывает Александр. - Закончит картину, стирает ее и создает новую. Это непрерывный процесс. Песок - мраморный, из Турции.
Столик подключается при помощи шнура в розетку. А управляется компьютером и механизмом, который встроен внутрь. Программу можно перезагружать и менять рисунки.
- На следующем этапе я хочу подключить NFT для того, чтобы объединить электронное и реальное искусства, - говорить Александр. - Те же нейросети могут помочь это сделать. Соединение цифрового и реального контентов - завтра, которое нас ждет.