Заступница воинов и изгнанников
Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная издавна почитается как помощница православных воинов и заступница всех православных, «в рассеянии сущих». За свою историю она пережила множество скитаний, не раз спасалась от уничтожения. Но каждый раз, куда бы ее ни вывозили, она неуклонно возвращалась на свою Родину – Курскую землю. Недавно святыня снова побывала в России. 23 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион доставили чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение» в Курск.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав о многочисленных исцелениях, происходивших у образа Божией Матери «Знамение», велел перенести икону в Рыльск. Жители города торжественно встретили образ крестным ходом. Сам же князь не выехал навстречу иконе и вскоре ослеп. Но благодаря молитвам чудотворному образу Шемяка снова обрел зрение. Но вскоре икона таинственным образам стала исчезать из Рыльска, и каждый раз ее находили на месте ее обретения. Тогда было решено навсегда оставить икону в маленькой часовне в курских лесах.
В 1385 году Курская земля вновь была разорена татарами. Часовня на берегу Тускори была сожжена, а икона разрублена. Живший при часовне священник о. Боголеп после долгих поисков сумел найти части образа. Сложив две половины вместе, он увидел, как они мгновенно срослись, а на месте раскола, как гласит предание, выступила роса.
В конце XVI века Курск был восстановлен, а на месте разрушенной часовни был основан монастырь, названный Коренной пустынью, в память об обретении на этом месте чудотворного образа.
В Смутное время икона опекала курян во время осады города польским военачальником Жолкевским. По преданию, на крепостных стенах полякам привиделся образ Богородицы с двумя светлыми мужами, которые грозили захватчикам.
В 1618 году святыню решено было перенести в Знаменский собор Курска. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года по Высочайшему повелению было определено, что образ должен находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни он переносился из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом.
Святыня, к которой не раз взывали с молитвами во время нападений врагов, стала почитаться православными как святая помощница православных воинов. В 1684 году указом великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей было велено возить список с Курской-Коренной в походах православных воинов.
В 1676 году Курская-Коренная путешествовала на Дон для благословения донских казачьих полков.
А в 1812 году один из списков был направлен к М.И. Кутузову, в действующую армию.
К Курской-Коренной не раз взывали с молитвами при нападении врагов на отчизну. Но наступили времена, когда «война» была объявлена самой святыне. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года революционеры-безбожники заложили разрывной снаряд в Коренной пустыни, возле самой иконы Курской-Коренной. Услышав оглушительный взрыв, братия сбежалась в храм и увидела чудовищную картину: разрушенное мраморное подножие, разбитая на куски чугунная сень над образом, выбитые стекла и гигантская трещина по стене. Только чудотворная икона осталась нетронутой.
В 1918 году злоумышленники снова покусились на святыню: образ был похищен из Знаменского собора. Розыски казались безуспешными. Но икону нашла бедная белошвейка – у колодца, который, по преданию, выкопал сам Феодосий Печерский.
В сентябре 1919 года Курск был освобожден от большевиков силами Добровольческой армии генерала Деникина. В одной из частей армии, бравших город, был и будущий Архиепископ РПЦЗ Брюссельский и Западно-Европейский Серафим. В 1954 году, в интервью изданию «Православная жизнь», он так описывал те события в Курске: «Во главе команды разведчиков я одним из первых ворвался в город, пройдя известными мне закоулками в тыл большевиков… Вскоре после взятия Курска по приказанию генерала Кутепова начато было официальное расследование большевицких зверств и злодеяний. Прежде всего подвергли осмотру бывшее здание Дворянского собрания, где помещалась страшная Чека. И в чекистской помойке, куда посторонним, конечно, решительно не было никакого доступа, были найдены… два чехла, расшитые золотом, те самые, которые были на Чудотворной иконе и ее списке в день похищения».
Далее начался путь Курской-Коренной вместе с отступающей Белой армией: икона перевозилась в Белгород, Таганрог, Екатеринодар, Новороссийск… В марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» она была перевезена в братскую Сербию. Но вскоре снова возвратилась в Россию: в сентябре того же года командующий Русской армией генерал Врангель попросил доставить икону в Крым – последний очаг сопротивления. Но вскоре, вместе с уходящими частями армии, она снова отправилась в изгнание. Сначала икона вновь оказалась в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и пребывала вместе с епископом Феофаном Курским в сербском православном монастыре Язка на Фрушковой горе, а затем в Свято-Троицкой церкви Белграда. Во время Второй мировой войны перед Курской-Кореной под бомбежкой молились жители города. В 1944 году вместе с Архиерейским синодом РПЦЗ икона была перевезена в Вену, затем Карлсбад, а в 1945-м – в Мюнхен. В том же году она объехала многие города Германии, Австрии, Франции, Великобритании… Но свой постоянный приют она в конце концов обрела в США – в местечке Махолак, в шестидесяти милях от Нью-Йорка, в Подворье Архиерейского синода РПЦЗ, названного «Новой Коренной пустынью». С 1957 года икона пребывает в Нью-Йоркском синодальном соборе РПЦЗ.
8 сентября (в день обретения святыни), 8 марта (в день памяти чудесного спасения иконы от безбожников) и 27 ноября (в день празднования иконы «Знамение») поклониться Курской-Коренной – главной святыне русского рассеяния – и попросить ее помощи приезжают тысячи русских в США – эмигранты и потомки эмигрантов всех волн. Но, как и много веков назад, святыня снова возвращается с чужбины на Родину. В 850-ю годовщину своего чудесного обретения Курская-Коренная снова прибыла в Россию. В своем послании в связи с прибытием чудотворной иконы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Это знаменательное и глубоко символическое событие должно стать залогом богозаповеданного единства православных христиан русской традиции, несущих свое служение в пределах канонического пространства Московского Патриархата и за его границами в инославном окружении». И несмотря на то что святыня лишь на время привезена на Родину, день ее прибытия стал большим праздником для тысяч верующих: ведь каждый надеется на то, что рано или поздно многострадальный образ все же вернется навсегда на свое исконное место – в Коренную пустынь.
Татьяна КУТАРЕНКОВА