САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

На приеме у Николая Васильевича

В Киеве завершил работу очередной ГогольFest В последнее воскресенье сентября в Киеве весело и шумно закрылся уже третий по счету ГогольFest – ежегодный международный фестиваль современного искусства. Он снова стал центральным культурным событием в жизни Украины.

В Киеве завершил работу очередной ГогольFest

В последнее воскресенье сентября в Киеве весело и шумно закрылся уже третий по счету ГогольFest – ежегодный международный фестиваль современного искусства. Он снова стал центральным культурным событием в жизни Украины. Творцы из России и Беларуси были достойно представлены среди проектов из 16 стран и вызвали огромный интерес публики. Особый ажиотаж вызвали такие белорусские команды, как кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», этноджаз – группа «Акана», а из российских музыкантов – Инна Желанная, молодая команда с загадочным названием «188910», «НОМ», «Дети Пикассо».

По замыслу его идеолога и главного организатора – театрального режиссера и продюсера Влада Троицкого, фестиваль мультидисциплинарен. В рамках его обширной программы гостям были представлены театральные спектакли, кинопоказы, выставки современного визуального искусства, перформансы, концерты современной академической и электроакустической музыки.
Вообще, ГогольFest – событие нереальное, почти фантастическое для современной Украины. При минимальном финансировании государства (7% фестивального бюджета) большая часть программы демонстрировалась зрителям и слушателям бесплатно, бесплатно проводились и обучающие мастер-классы. Пожалуй, главным вкладом государства в фестиваль стало предоставление площадки для его проведения. Как и ранее, ею стало здание «Арсенала» – старого военного завода, – вот уже третий год перестраиваемое под выставочный комплекс. Таинственная громада на две недели стряхнула с себя вековечную пыль и шум строительных работ, чтобы принять в своих стенах ГогольFest.
Разнообразие фестивальной программы впечатляет: с утра в помещениях «Арсенала» проходили мастер-классы для всех желающих, днем – концерты современной академической музыки, поэтические чтения и презентации новых изданий, а вечером на разных сценах, часто параллельно, шли театральные спектакли, концерты и киносеансы. Во дворе же с утра до ночи под вековыми каштанами под звуки диджейских сетов или африканских барабанов посетители обсуждали увиденное и услышанное. Публика, посещавшая фестиваль, была также пестра, как и программа. Конечно, как всегда, главный зритель – молодежь, но в толпе встречались и достойные дамы с джентльменами, и одетые по финансовым причинам в винтаж старушки, и гламурные персонажи, и старые хиппи. Все смешались в этом кипящем котле направлений, стилей и культур. И, конечно же, под незримым, но всевидящим и пристальным взглядом великого Гоголя.
Идеолог ГогольFest Влад Троицкий, объясняя такое название, всегда подчеркивает, что ни в коей мере не пытается проводить какие-то прямые аллюзии. «Гоголь для меня – совершенно метафизическая личность, неоднозначная, гениальная, которая очень мучительно шла к своему пониманию жизни и искусства. Совмещение взглядов украинского, русского и европейского человека в одном лице. Боль, юмор, сострадание, мистицизм – грани его личности, которые меня завораживают. Я воспринимал бы наш ГогольFest скорее как глобальное «размышление по поводу». Просто поставить «Мертвые души» или «Женитьбу» – это важно, но этого мало. Нужно идти дальше».
Кстати, здание «Арсенала» находится через дорогу от Киево-Печерской лавры, и люди, знающие, насколько религиозным человеком был Гоголь, наверняка усмотрели в таком совпадении не случайность, а промысел самого Гоголя – быть поближе к святому месту. Вечерами музыку на фестивальном дворе на время перебивали лаврские колокола, напоминая всем об этом соседстве. Сам же Троицкий воспользовался возможностью и повторно продемонстрировал на фестивале со своим театром «Дах» спектакль «Смерть Гоголя», который представлял на первом ГогольFest. Спектакль этот необычный, требующий специфических пространственных возможностей и в обычном театральном помещении показать бы его не получилось. А в «Арсенале», который по-прежнему по большей части выглядит как заброшенный то ли завод, то ли замок, с высокими арочными сводами, широкими лестницами и старинными необлицованными кирпичными стенами, – это мистическое действо оказалось уместно. На пространстве, назначенном сценой, было сооружено почти настоящее озеро, перед этим водоемом толстым слоем насыпали черной, жирной земли, немного подсветили гигантские колонны, держащие потолок, в конце повесили огромный металлический макет колокола. Еще до начала спектакля у зрителя уже было ощущение, что сейчас начнется нечто таинственное и доселе невиданное. Спектакль действительно красив и эффектен. Он напоминает загадочный сон, в котором бегает множество одинаковых Гоголей в гипсовых масках, ухающих и ахающих, сидящих за партой и карабкающихся по лестнице вверх. Но человеку, хоть немного знающему биографию великого писателя и его произведения, становится понятно главное – создатели спектакля с помощью ярких метафор повествуют о том, как несчастен был Николай Васильевич, в каких душевных муках работал и жил. И это трогает зрителя до самой глубины души.
Помимо «Смерти Гоголя» Троицкий с актерами «Даха» показал перформанс «Сны заброшенной дороги», сопровождавший концерт основанной им же группы «ДахаБраха». В перформансе были задействованы разные выразительные средства: театральные, современные видеотехнологии, лазерное шоу. Все это вместе превратило его в самодостаточный спектакль со своей драматургией. В конце жизненного цикла, который полностью прошли герои на своей двухэтажной декорации, меняя костюмы и реквизит, они все обрели образ Гоголя. Последним аккордом, кульминацией сего действа стал пульсирующий лазерный портрет Николая Васильевича, повисший прямо в воздухе над головой у завороженной публики. Что имел в виду Троицкий? Что Гоголь – наш медиум, связной между тем и этим миром или что в конце жизни мы все неизбежно обращаемся к богу, как и Николай Васильевич?
В остальном же фестивальные выступления и концерты почти не содержали размышлений на тему творчества и жизни великого писателя, а всевозможными способами развлекали публику. И публика осталась довольна. Хотя были и исключения. В одном из украинских изданий журналистка упрекнула фестиваль в многопрофильности: дескать, «все и сразу» не может быть на одинаково высоком уровне. «Думаю, Гоголь тоже был бы против. Одно дело – ярмарка, другое – фестиваль, претендующий на международный уровень», – ее слова.
А мне все-таки кажется, что Гоголь, прославивший в свое время «Сорочинскую ярмарку», вовсе не был бы против. Кто как не он оценил бы это чудесное, живое, веселое, дающее пищу уму и сердцу действо, заряжающее нас энергией творчества. Будучи многоликим, полифоничным, шумным, меняя языки, маски, ритмы, формы и направления, фестиваль продемонстрировал гостям разнообразие современного искусства. Сколько раз со сценических площадок фестиваля звучало «Спасибо, Киев!». Что вкладывали в эти слова артисты? И благодарность тепло принимающей публике, и признательность организаторам за возможность показать себя, посмотреть других и обменяться с коллегами самым ценным, что есть у художника, – своим пониманием мира и человеческой души.

Елена БОЛДЫРЕВА,
собственный корреспондент «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  2. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  3. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  4. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  5. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  6. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  7. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  8. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  9. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  10. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
  11. Школы протестировали детей мигрантов на знание русского языка
  12. В Киеве после утренней атаки случился транспортный коллапс
  13. ЦБ может повысить ключевую ставку в декабре
  14. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  15. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также