Классики сменили прописку
Некоторым русским художникам XIX – начала ХХ века в Беларуси оформили «двойное гражданство» В Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка, вполне «дежурная» по названию, но весьма необычная по содержанию. Экспозиция «Художники Беларуси XIX – первой половины ХХ века» представляет творчество мастеров изобразительного искусства, родившихся в Беларуси, но получивших профессиональное образование в Петербурге и Москве. Да и впоследствии их творчество развивалось преимущественно в русле русского искусства XIX – начала ХХ столетия.
В Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка, вполне «дежурная» по названию, но весьма необычная по содержанию. Экспозиция «Художники Беларуси XIX – первой половины ХХ века» представляет творчество мастеров изобразительного искусства, родившихся в Беларуси, но получивших профессиональное образование в Петербурге и Москве. Да и впоследствии их творчество развивалось преимущественно в русле русского искусства XIX – начала ХХ столетия. Правда, один из таких белорусов, Фердинанд Рущиц, «воспитанник» русской художественной школы, между тем сетовал, что петербургские коллеги по кисти и мольберту за своего его не принимают. И это при том, что уроженец Богданова (ныне Воложинский район Минской области) считался одним из лучших учеников Архипа Куинджи и сто лет назад наравне с Рерихом был заметной персоной в российской художественной богеме…
Так же, как в работах других прославленных последователей Куинджи, у белоруса прослеживается универсальная модерность, энергичность. Но в то же время в его произведениях заметен некий отход от общей линии творчества товарищей. Аркадий Рылов «списывал» это на происхождение Фердинанда из католической семьи – дескать, другое воспитание. Однако, несмотря на тонкие грани отличий, в историю искусства Рущиц вошел как воспитанник русской школы живописи, его творения помещаются в музейных залах русского искусства. И таких, как он, художников из Беларуси в XIX веке в Санкт-Петербурге и Москве жило и творило немало.
В Национальном художественном музее Беларуси решили расставить точки над і в вопросе о принадлежности русских классиков белорусского происхождения. Елена Шапошникова, ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела, проводит по новой экспозиции: «В первом зале представлены произведения художников XIX века – Юзефа Олешкевича, Ивана Хруцкого, Андрея Хруцкого, Сергея Зорянко, Аполлинария Горавского, Ипполита Горавского, Феликса Ходоровича, Федора Ясновского. Второй и третий залы посвящены творчеству знаменитых художников-пейзажистов начала ХХ столетия – Станислава Жуковского, Витольда Бялыницкого-Бирули, Фердинанда Рущица. До 1992 года единичные работы этих мастеров экспонировались в зале русского искусства, затем для белорусов, воспитанников высших художественных школ Питера и Москвы, выделили небольшой уголок, где классики пребывали до 2006 года. Но потом на три года они пропали из виду: в то время как современные художники и древние мастера «получили» просторные залы в открывшемся новом корпусе музея, «стариков» из девятнадцатого века на время отправили в запасники на покой».
Но, к счастью, ненадолго… Все это время шел поиск концепции показа работ российских классиков белорусского происхождения. Это оказалось непростой задачей. Если, например, мастер пейзажа Бялыницкий-Бируля был признан заслуженным художником в советские годы и в музее теперь хранится около четырехсот его работ, то от Фердинанда Рущица осталась всего одна картина – «У костела». Большинство творений Рущица экспонируется даже не в России, а в Литве и Польше: художник был тесно связан с этими странами, живя в Вильно – Вильнюсе. Жуковский в собрании музея представлен менее чем полусотней работ, Горавский – восемнадцатью, Хруцкий – двадцатью четырьмя. Елена Шапошникова добавляет: «У Хруцкого еще был брат Андрей, а у Горавского – брат Ипполит, и они также рисовали. И в нашей галерее находится по одной их работе тоже».
То есть музейные работники, которые долго ломали голову, как соблюсти паритет между художниками, в конце концов решили дать возможность «выставиться» всем. Любопытно и то, что белорусско-русские мастера заняли бывший «зал славы» на первом этаже музея. Это помещение было закрыто для выставок с 1978 года! И только недавно здесь начали вновь проводить вернисажи, причем в этом году на престижной площадке открылось сразу два совместных белорусско-российских проекта: персональная выставка работ космонавта Алексея Леонова и «Палитра памяти» – экспозиция, посвященная 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Валентина Войцехович, заведующая отделом современного белорусского искусства, считает, что экспозиция работ художников XIX века для публики стала еще одним «открытием неизвестной Беларуси»: «До сих пор в массовом сознании творчество Хруцкого, Бялыницкого-Бирули и Рущица не воспринималось как одно направление в культуре, этих художников все время «разбрасывали» по разных странам: кого-то считали более русским, кого-то белорусским, а Рущица еще и польским. И если минские знатоки живописи знали о том, что эти мастера – белорусы по происхождению, то московские специалисты вообще не учитывали этот факт».
Мир искусства интернационален и с помощью образов, создаваемых художниками, способен связывать страны через произведения художников весьма прочными нитями. А то, что в белорусской и русской живописи уже в XIX веке, как оказалось, работали одни и те же классики, – эта новость может стать еще одним поводом для сближения наших народов и продолжения поиска общих традиций.
Ну а для посетителей выставки приготовлен еще один приятный сюрприз: сотый и тысячный гость новой экспозиции получит подарок от Национального художественного музея.
Виктор КОРБУТ