САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Классики сменили прописку

Некоторым русским художникам XIX – начала ХХ века в Беларуси оформили «двойное гражданство» В Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка, вполне «дежурная» по названию, но весьма необычная по содержанию. Экспозиция «Художники Беларуси XIX – первой половины ХХ века» представляет творчество мастеров изобразительного искусства, родившихся в Беларуси, но получивших профессиональное образование в Петербурге и Москве. Да и впоследствии их творчество развивалось преимущественно в русле русского искусства XIX – начала ХХ столетия.

Некоторым русским художникам XIX – начала ХХ века в Беларуси оформили «двойное гражданство»

В Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка, вполне «дежурная» по названию, но весьма необычная по содержанию. Экспозиция «Художники Беларуси XIX – первой половины ХХ века» представляет творчество мастеров изобразительного искусства, родившихся в Беларуси, но получивших профессиональное образование в Петербурге и Москве. Да и впоследствии их творчество развивалось преимущественно в русле русского искусства XIX – начала ХХ столетия. Правда, один из таких белорусов, Фердинанд Рущиц, «воспитанник» русской художественной школы, между тем сетовал, что петербургские коллеги по кисти и мольберту за своего его не принимают. И это при том, что уроженец Богданова (ныне Воложинский район Минской области) считался одним из лучших учеников Архипа Куинджи и сто лет назад наравне с Рерихом был заметной персоной в российской художественной богеме…
Так же, как в работах других прославленных последователей Куинджи, у белоруса прослеживается универсальная модерность, энергичность. Но в то же время в его произведениях заметен некий отход от общей линии творчества товарищей. Аркадий Рылов «списывал» это на происхождение Фердинанда из католической семьи – дескать, другое воспитание. Однако, несмотря на тонкие грани отличий, в историю искусства Рущиц вошел как воспитанник русской школы живописи, его творения помещаются в музейных залах русского искусства. И таких, как он, художников из Беларуси в XIX веке в Санкт-Петербурге и Москве жило и творило немало.
В Национальном художественном музее Беларуси решили расставить точки над і в вопросе о принадлежности русских классиков белорусского происхождения. Елена Шапошникова, ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела, проводит по новой экспозиции: «В первом зале представлены произведения художников XIX века – Юзефа Олешкевича, Ивана Хруцкого, Андрея Хруцкого, Сергея Зорянко, Аполлинария Горавского, Ипполита Горавского, Феликса Ходоровича, Федора Ясновского. Второй и третий залы посвящены творчеству знаменитых художников-пейзажистов начала ХХ столетия – Станислава Жуковского, Витольда Бялыницкого-Бирули, Фердинанда Рущица. До 1992 года единичные работы этих мастеров экспонировались в зале русского искусства, затем для белорусов, воспитанников высших художественных школ Питера и Москвы, выделили небольшой уголок, где классики пребывали до 2006 года. Но потом на три года они пропали из виду: в то время как современные художники и древние мастера «получили» просторные залы в открывшемся новом корпусе музея, «стариков» из девятнадцатого века на время отправили в запасники на покой».
Но, к счастью, ненадолго… Все это время шел поиск концепции показа работ российских классиков белорусского происхождения. Это оказалось непростой задачей. Если, например, мастер пейзажа Бялыницкий-Бируля был признан заслуженным художником в советские годы и в музее теперь хранится около четырехсот его работ, то от Фердинанда Рущица осталась всего одна картина – «У костела». Большинство творений Рущица экспонируется даже не в России, а в Литве и Польше: художник был тесно связан с этими странами, живя в Вильно – Вильнюсе. Жуковский в собрании музея представлен менее чем полусотней работ, Горавский – восемнадцатью, Хруцкий – двадцатью четырьмя. Елена Шапошникова добавляет: «У Хруцкого еще был брат Андрей, а у Горавского – брат Ипполит, и они также рисовали. И в нашей галерее находится по одной их работе тоже».
То есть музейные работники, которые долго ломали голову, как соблюсти паритет между художниками, в конце концов решили дать возможность «выставиться» всем. Любопытно и то, что белорусско-русские мастера заняли бывший «зал славы» на первом этаже музея. Это помещение было закрыто для выставок с 1978 года! И только недавно здесь начали вновь проводить вернисажи, причем в этом году на престижной площадке открылось сразу два совместных белорусско-российских проекта: персональная выставка работ космонавта Алексея Леонова и «Палитра памяти» – экспозиция, посвященная 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Валентина Войцехович, заведующая отделом современного белорусского искусства, считает, что экспозиция работ художников XIX века для публики стала еще одним «открытием неизвестной Беларуси»: «До сих пор в массовом сознании творчество Хруцкого, Бялыницкого-Бирули и Рущица не воспринималось как одно направление в культуре, этих художников все время «разбрасывали» по разных странам: кого-то считали более русским, кого-то белорусским, а Рущица еще и польским. И если минские знатоки живописи знали о том, что эти мастера – белорусы по происхождению, то московские специалисты вообще не учитывали этот факт».
Мир искусства интернационален и с помощью образов, создаваемых художниками, способен связывать страны через произведения художников весьма прочными нитями. А то, что в белорусской и русской живописи уже в XIX веке, как оказалось, работали одни и те же классики, – эта новость может стать еще одним поводом для сближения наших народов и продолжения поиска общих традиций.
Ну а для посетителей выставки приготовлен еще один приятный сюрприз: сотый и тысячный гость новой экспозиции получит подарок от Национального художественного музея.

Виктор КОРБУТ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Министерство обороны: Россия освободила Кременную Балку в ДНР
  2. РБК: Около 600 россиян застряли в Японии из-за поломки круизного лайнера
  3. Александр Лукашенко посетил чемпионат по колке дров среди журналистов
  4. Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы обеспечения безопасности Союзного государства
  5. ВСУ сбрасывают химический газ на позиции российских военных под Курахово в ДНР
  6. В Беларуси начинается сбор подписей для выдвижения кандидатов в президенты
  7. WSJ: Команда Трампа обсуждает новый план завершения украинского конфликта
  8. Звезда фильма «Достучаться до небес» Тиль Швайгер прилетел в Минск
  9. Украина.ру: ВС РФ взяли под огневой контроль крупную трассу снабжения ВСУ
  10. Владимир Путин выступит на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай»
  11. Леонид Слуцкий: 7 ноября – день скорби для России
  12. Александр Лукашенко поздравил белорусов с Днем Октябрьской революции
  13. Вячеслав Володин: Те, кто оскорбляет Россию, не должны обогащаться за счет страны
  14. Александр Лукашенко поздравил Дональда Трампа с победой
  15. Lockheed Martin довела производство истребителей F-35 до 20 единиц в месяц

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского собрания комментируют некоторые события Союзного государства и мира

Депутаты ПС вовлечены во все ключевые события, происходящие на просторах Союзного государства. Представляем их комментарии о некоторых аспектах мировой и внутренней политики.

Политика

Дональд Трамп триумфально возвращается!

- Штаб Камалы сейчас полностью затих: пытаются найти светлые места на темной карте. Потому что даже такие традиционно синие, демократические штаты как Вирджиния, их в этот раз подвели, - эти слова репортера CNN отлично характеризуют выборы в США.

МНЕНИЯ

Освободители стали врагами

Павел Родионов

6 ноября – 81-я годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Однако в столице Украины никаких торжеств, разумеется, не будет.

Долго ли Слон будет терпеть Моську?

Валерий Чумаков

Израиль просто физически не сможет одолеть Иран. Без сторонней помощи.

Куриная слепота по-фински

Олег Зинченко

Декоммунизация стёрла северным соседям память.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также