Жил как человек - набело
В последний день зимы на 73-м году жизни остановилось сердце знаменитого белорусского драматурга и сценариста Алексея Дударева
В АКТЕРЫ ИЗ НЕФТЯНИКОВ
Летом 2020 года в преддверии 70-летия Алексей Дударев скромно шутил, что пандемия избавила от лишних хлопот. Не нужны пышные торжества. Только праздник с семьей на даче. А вот следующий юбилей отгуляет знатно...
Дударев родился 6 июня на Витебщине в деревне с поэтическим названием Клены. Учился в Новополоцком профессионально-техническом училище нефтяников. Немного поработал на заводе, но тянуло к искусству. В 1972 году поступил в Белорусский театрально-художественный институт.
По мнению критиков, талант Дударева проявлялся в создании простых и близких каждому историй, с узнаваемыми хлопотами и заботами. Сам драматург говорил, что его «всегда интересовала душа человека в не всегда комфортном существовании». И получалось неплохо. Пьесы - «Рядовые», «Порог», «Вечер», «Черная панна Несвижа», «В сумерках» до сих пор ставят в театрах на постсоветском пространстве.
Дударев внес значительный вклад в развитие и популяризацию театрального искусства Республики. В 1992 году возглавил Белорусский союз театральных деятелей, был худруком Театра Белорусской армии. А в 2002 году одним из первых получил премию Союзного государства в области литературы и искусства.
Ценил в людях порядочность, а в друзьях верность. Гордился внуком Андрюшей. В свободное время любил ходить с ними на рыбалку. Сесть в лодку и, и как он говорил, уплыть туда, куда ее вынесет.
В ГОСТИ К ХОДАСУ, ТИМОФЕЮ И ВАЛЕТУ
Прославил Дударева, конечно, фильм «Белые Росы». Снял ленту Игорь Добролюбов.
Лирическая комедия вышла на экраны в 1983 году. Собрала 36,1 миллиона зрителей и стала классикой советского кино. Добродушных, чудаковатых героев сыграли звезды тех лет - Всеволод Санаев, Николай Караченцов, Михаил Кокшенов, Геннадий Гарбук и Борис Новиков.
И, если бы не изумительный сценарий Дударева, картина, конечно, не имела бы такого успеха. Алексей Ануфриевич считал, что в сценарии все женщины, мужчины и даже пес Валет - это он. Ведь автор все из себя черпает. Только у Федоса Ходаса и его друга Тимофея был другой прототип - отец Дударева.
- Когда-то мы с ним пасли коров, - вспоминал Алексей Ануфриевич. - Солнце! Спрятаться негде. Кустика нет. А спать хотелось. Я выругался в сердцах на солнце, и отец закричал: «Ты с ума сошел!» Он считал себя атеистом, но все время, как и Федос Ходас, обращался к солнцу, благодарил его. Но не молился никогда. Правда, коммунистом тоже не был. Он был старшиной гвардии. И, как и все фронтовики, на деле с войны не вернулся. Она продолжалась. На холстах картин, на сцене, на экранах, в искусстве, но, дай бог им здоровья, чтобы не в жизни.
Сюжет о незатейливой деревенской жизни драматург написал в тридцать лет.
Специально для конкурса, который проводила киностудия «Беларусьфильм». Первоначально сценарий назывался «Деревня». Он пришелся по вкусу, победил, и его сразу запустили в кинопроизводство. Снимали в пригороде Гродно Девятовке. Так что в кадре, реальная жизнь окраины тех лет. Кино напророчило судьбу этому месту. Годами позже село и вправду стало микрорайоном Гродно. Сегодня о том, что там проходили съемки, напоминают деревянные фигуры героев фильма - Федоса, его друга, соседа Тимофея и барбоса по кличке Валет.
В 2014 году выпустили продолжение «Белых рос». С приставкой «Возвращение». И там вновь снялся Николай Караченцов.
БЕЗ ЛИШНЕЙ МИШУРЫ
ПРАВДА ПРОТИВ ЗАПАДНЫХ «ЭФФЕКТНЫХ ШТУЧЕК»
Значительное место в творчестве драматурга занимала тема Великой Отечественной войны.
Настоящим событием в театральной жизни 80-х стала пьеса «Рядовые». Писатель в ней задумывается о том, чем была война для каждого ее участнив. Это история о пяти рядовых
с разными судьбами, историями и характерами. Их роднит то, что война не дала им возможности защитить своих матерей, сестер, жен, детей. Каждый из этих парней чего-то лишился. Один – веры, другой – чувства сострадания.
В спектакле играла Людмила Чурсина. И она удивляла Дударева белым шарфом длиной до пят. Он казался драматургу не соответствующим правде жизни.
К 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Дударев написал пьесу «Ты помнишь, Алеша…», посвященную обороне Могилева в первые дни войны. Заметный вклад в разработку военной тематики внесла и пьеса «Не покидай меня…» Через личную трагедию Дударев показал общую боль всего поколения.
Драматург считал, что зрителям не нужна лишняя мишура:
- Вот говорят, что западный театр держится сегодня на эффектных штучках, технически замысловатых вещах. Пусть это так, но славянскому искусству надо говорить на понятном языке и о серьезных вещах. Оно должно ставить вопросы, на которые, может, и невозможно ответить.
А еще Дударев стал одним из сценаристов фильма Александра Котта «Брестская крепость». Знаменитой ленты о защитниках цитадели, снятой союзной ТРО.