Космос как сочувствие
В павильоне «Беларусь» на ВДНХ проходит выставка «Космос. Иван Миско», посвященная 90-летию талантливого скульптора
В 1961-м, когда Юрий Гагарин протоптал первую тропинку в космос, Ивану Миско едва исполнилось девятнадцать. И, конечно, как все советские юноши того времени, он мечтал о полетах к звездам. Тогда он еще не знал, что посвятит этой теме больше полувека творчества.
Его «космическая серия» началась в 1968 году. С того дня, как услышал сообщение о гибели первого космонавта. Бюст Юрия Алексеевича создал всего за сутки. Через пару дней Миско вынес его во двор, а сам пошел обедать. Когда вернулся, пожарные тушили горящий сарай художественного музея. Там у Миско была мастерская. К счастью, за два часа до этого все картины оттуда вывезли. Бюст Гагарина исчез.
- Я был совершенно растерян, - вспоминает скульптор. - Подходил ко всем и спрашивал: не видели Гагарина? От меня шарахались. Я ведь не догадался объяснить, что это скульптурный портрет.
Позже, разгребая пепелище, Иван нашел свою работу. Весь черный, с обгоревшим носом и подбородком, в трещинах, он был сильно поврежден.
- Еще долго от него пахло гарью. А потом отреставрировал его, восстановил.
Сейчас работа Ивана Миско украшает экспозицию Музея-заповедника имени космонавта в городе Гагарин.
ПОРТРЕТ ГЕРОИНИНИ
ДОЖДАЛАСЬ СЫНОВЕЙ С ФРОНТА
Представлена и серия женских образов.
Художник дружил с мамой Юрия Гагарина, много раз бывал у нее в гостях, да и сама Анна Тимофеевна приезжала к нему.
Одно из самых пронзительных произведений Ивана Миско - «Матери героев». Четыре маленькие старушки сидят рядком на скамеечке. И у каждой характер налицо.
- Это матери космонавтов Климука, Гагарина и Коваленка, а также Анастасия Куприянова (эта женщина-партизанка отправила на войну пятерых сыновей, и все они пали смертью храбрых. - Ред.), - рассказывал скульптор. - Четыре женщины, с которыми я был хорошо знаком. Это ведь конкретный случай, я ничего не сочинял. Матери космонавтов приехали в Жодино к Куприяновой, чтобы поклониться мужественной женщине, у которой погибли все дети, а сама она прожила 105 лет. Для меня эта работа очень дорога.
Анастасии Фоминичне мастер посвятил и другой труд: монумент в честь советской матери-патриотки в Жодино.