Сиреневые облака Шагала
В столицу привезли работы художников Витебской школы
НА ДАЧЕ У РОДИТЕЛЕЙ БЕЛЛЫ
Стайка школьников залетает в музей. Девчонки и мальчишки с красными волосами и большими сумками через плечо. Следом еще несколько человек. Выставка пользуется спросом. Перед тем как войти, сканируешь QR-код,
бродишь, слушаешь в наушниках рассказы о жизни художников и становишься одним из них. Разделы так и называются: «Я - Малевич», «Я - Пэн».
Сразу при входе - Шагал. Гуашевые работы за стеклом. От картины «Вид в сад» веет теплом и умиротворением. Художник писал пейзаж на даче у тестя и тещи. Родителями Беллы были зажиточные купцы Розенфельды. Торговали ювелирными изделиями. Каждое лето снимали дом в деревне Заольшье рядом с Лиозно. Шагал с женой любили там отдыхать.
- Сосновый бор, тишина, над деревьями - месяц, - писал в дневниках художник. - Похрюкивает в хлеву свинья, бродит лошадь. Сиреневое небо. У нас был не только медовый, но и молочный месяц. Неподалеку паслось армейское стадо, и по утрам мы покупали у солдат молоко ведрами. Жена, вскормленная на пирогах, заставляла меня выпивать их все. Так что к осени на мне с трудом сходились одежды.
В числе других картин - «Над Витебском», «Метельщик». Рядом произведения учителя Шагала - Юделя Пэна. Два автопортрета маслом.
БИБЛИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ МАЛЕВИЧА
Малевич на выставке главенствует. Его работы - во всех залах. Есть дизайнерская белая чашка. Выглядит как половинка, но пить из нее можно. Необычную форму придумал художник, а выпустил чашку Дмитровский фарфоровый завод.
В другом зале - полотно «Женская фигура». На нем - дама без рук. Работу привезли из Русского музея.
Выставка рассказывает о том, как создавалось главное детище Малевича - новаторская школа авангардного искусства УНОВИС («Утвердители нового искусства»).
Название выставки позаимствовали у известного трактата Малевича «Мир как беспредметность». Он стал Библией для учеников и последователей художника. Мэтр создал труд в двадцатых годах в Витебске.
Среди учеников был и Лев Юдин, его самый верный последователь. Он занимался у художника с пятнадцати лет. Недавно опубликовали его дневники. В 1933 году Малевич заболел раком, попал в больницу. В 1934-м выписался, и Юдин рассказывал о нем так:
- Без него сползаем в муть и мелочь. Я чрезвычайно завишу от его высокого вкуса и глубины. Часто эта зависимость тягостна и сковывает. Иногда - вовсе парализует. Получается недоверие и презрение к себе. Но, в конечном счете, я думаю, если удастся продержаться, только соприкосновение с этим вкусом, с этой высотой требований может вывести меня к искусству.
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
ССОРА В КВАДРАТЕ
Два гения конфликтовали между собой.
Объединение УНОВИС зародилось в Витебском художественном училище, куда Малевич в 1919 году устроился преподавателем. Тогда же начался и длительный конфликт с Шагалом. Малевич фактически выжил его из училища, которое тот основал. И переманил многих его учеников. И автор «летающих людей и животных» уехал в Париж.
Малевич тем временем царствовал в Витебске. Холил и лелеял УНОВИС. На выставке представлены работы его участников: Михаила Матюшина, Владимира Татлина, Павла Филонова, Николая Пунина, Павла Мансурова, Николая Суетина, Ильи Чашника, Веры Ермолаевой, Анны Лепорской, Константина Рождественского, Льва Юдина и других.
КСТАТИ
В экспозиции - 98 работ из ведущих российских галерей, а также из Витебского художественного музея и частных коллекций.
До того как приехать в Москву, она экспонировалась в екатеринбургском «Ельцин-центре». И там не обошлось без скандала. Пострадала картина ученицы Малевича. Героям картины «Три фигуры» Анны Лепорской злоумышленник пририсовал шариковой ручкой глаза. Хулиган остался безнаказанным. Реставрация же обошлась Третьяковке в 250 тысяч рублей. И глаза все-таки под слоем краски проглядывают. В Москве к поврежденной работе приковано особое внимание.
Есть чашка с блюдцем, рисунок к которым придумал Василий Кандинский.
Выставка открыта до 19 февраля.