Вячеслав Назарук: Вместо князя Меншикова получался… Зайчик
Не стало мультипликатора, который нарисовал Кота Леопольда, Крошку Енота и Мамонтенка. Ему был 81 год
РЕБЕНОК - НЕЖНОЕ СУЩЕСТВО
Больше всего Вячеслав Михайлович походил на Кота Леопольда. Особенно в моменты, когда рыжий герой говорит, растягиваясь в улыбке: «Ребята, давайте жить дружно!» За серию мультфильмов про Леопольда Назарук получил Госпремию.
Мало кто знает, что кот сначала был агрессивным, потому что первые две серии мультика делала другая художница - Лейла Брюн. Она была графиком, поэтому Леопольд у нее получился жестким. А мыши, как характеризовал их Назарук, - «зеками, хулиганами».
Вячеслав Михайлович приступил к работе над мультфильмом только с третьей серии. И сказал режиссеру Анатолию Резникову о том, что нужно поменять технологию. Тот согласился. И Назарук сильно «смягчил» кота. Сделал «интеллигентным мальчиком», как говорил сам про него, а мышей - «шалунами».
Такими же добрыми получались у Назарука и остальные герои.
- Во всех мультфильмах у персонажей мягкие линии, - говорил художник. - Ребенок - нежное существо, боится жесткого, агрессивного. Любит, когда гладят по головке. И персонажей я сделал текучими, мягкими.
Назарук был коренным москвичом. С трех лет рисовал и лепил. Окончил художественную школу, а затем худграф Московского пединститута имени Ленина. В анимацию попал благодаря другу - мультипликатору Юрию Норштейну. Создал больше 45 анимационных лент.
- Королева мультипликации - рисованная. И она мне по сердцу, - рассказывал Назарук.
ОТ МИЛЫХ ГЕРОЕВ К СЕРЬЕЗНЫМ
Параллельно работал над художественными полотнами. «Куликовскую битву» можно увидеть в Историческом музее. Назарук создал картину в 1980 году к шестисотлетию победы на Куликовом поле. Материал для работы собирал четырнадцать лет. Еще одно весомое полотно - триптих «Слово о полку Игореве». Переключиться с милых зверят на серьезных героев было непросто.
- Приходит время писать картину, и нужно изобразить, скажем, Меншикова. А у меня получался зайчик, - смеялся над собой художник.
Назарук иллюстрировал еще и сказки. Сделал 32 картинки к «Хозяйке Медной горы» Павла Бажова. Работал над ними три года.
- Изучил все горные породы, фактически стал геологом, - улыбался автор.
Хозяйку Медной горы увидел на улице. У нее были серые, чуть раскосые глаза и добрый, но в то же время хищный взгляд. Назарук нашел клочок бумаги, огрызок карандаша, подошел и попросил попозировать. Женщина согласилась. Портрет был готов за полчаса. Назарук - единственный, кто оформил все собрание Александра Пушкина. Подарочное издание к двухсотлетию «нашего всего» считается каноническим.