Чувствовать и адчуваць
Белорусские педагоги на Международном Пушкинском конкурсе В сентябре Москва примет около двухсот лауреатов IX Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка и литературы из стран ближнего зарубежья, Болгарии, Германии и Израиля. В их числе будет и шесть белорусских педагогов, которые вот уже несколько лет признаются самыми активными участниками конкурса.
В сентябре Москва примет около двухсот лауреатов IX Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка и литературы из стран ближнего зарубежья, Болгарии, Германии и Израиля. В их числе будет и шесть белорусских педагогов, которые вот уже несколько лет признаются самыми активными участниками конкурса. – Вопрос темы конкурсного эссе («Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваше государство и ваши ученики?») для подавляющего большинства белорусов имеет одинаковый ответ – «учить, нельзя забыть»! Но нам, педагогам, хотелось рассказать, как мы (то есть белорусское государство и мои ученики) приняли такое решение, – поясняет Нина Данилова, учитель гимназии белорусского города Осиповичи. Именно она принесла в этот небольшой райцентр Могилевщины уже вторую победу в этом престижном конкурсе.
О Нине Петровне я слышала много хорошего еще до встречи: лауреат специального фонда Президента Беларуси, руководитель пресс-центра «Эхо» в родной гимназии, ее ученики – призеры многих престижных международных конкурсов и фестивалей… Поэтому ожидала встретить человека строгого, чересчур правильного, как говорят, застегнутого до последней пуговички.
Нина Петровна ждала меня во дворике гимназии, у клумбы, где ее ребята пропалывали цветы, и оказалось, что это очень живой и общительный человек.
– Я родом из Самарской области, где степь да степь кругом. Поэтому, когда вместе с мужем-военным приехала в Беларусь, была просто очарована и ее природой, и ее людьми… Хоть у славян много общего, менталитет у белорусов все же несколько иной. У них особенная «щирость» (учительница засмущалась: говорить по-белорусски без ошибок у нее пока не получается), открытость, доброе отношение к окружающим. Я влюбилась в эту страну и не захотела ее покидать.
– А профессию как выбирали?
– Быть учителем хотела всегда. Моя мама – сельская учительница с сорокалетним стажем. Именно она открыла мне удивительный мир книги, первую из которых я прочла уже в пять лет. А к пятому классу знала все книги домашней библиотеки – хотя она была огромной! Читала действительно «запоями». Я даже мечтала о книге со светящимися буквами, чтобы ее ночью можно было читать лежа. Как-то мама спросила, что оставить мне на память. Я взяла мамину библиотеку, хотя перевезти ее в Беларусь было сложно.
Самой близкой книгой сейчас Нина Петровна называет «Лето Господне» Ивана Шмелева. В ней жизнь человека – глазами мальчика: от скорби – к радости, от будней – к праздникам, от праздников – снова к будням.
– По христианской философии, самая лучшая дорога – не самая короткая, а самая кривая. Не надо идти напролом, убыстрять время, ведь далее – пустота. Я часто повторяю эту шмелевскую истину своим ребятам.
Нина Петровна заулыбалась: ученики – ее гордость, каждого помнит по имени, с каждым не один вечер проведен за конкурсной работой или творческим заданием.
– Тон всегда задают дети. Например, лет десять назад, когда я только-только услышала о выпуске школьных газет (не стенных, а самых настоящих), предложила попробовать это и у нас в гимназии. Ух, как мои ребята ухватились за эту идею! Хотя тогда нам газету негде было распечатать, да и верстать мы совершенно не умели!
Сейчас пресс-центр гимназии издает не только свою газету, но и альманахи. А для каждого своего выпускника Нина Петровна готовит особый подарок: файл с творческими работами. С пятого класса она бережно собирает все сочинения, стихи, рисунки, чтобы потом вернуть своих повзрослевших школяров в их детские переживания и мечты. Но когда я спросила о секрете работы с талантливыми ребятами, моя собеседница даже немного растерялась:
– Честно говоря, и не задумывалась над этим... Я ведь только советую, а выбор всегда остается за детьми. Ребят нужно направлять. И подавать пример. Если ты сам добросовестно работаешь, то и дети стараются быть такими. Мой жизненный принцип я определила так: «Сомневайся в сущем и всегда ищи новое».
Одной из ступенек поиска этого нового, поисков самого себя, ответов на волнующие «кто ты есть?» и «что ты еще можешь?» стал и Пушкинский конкурс, в котором Нина Петровна участвовала во второй раз.
– О конкурсе я знала с первого года существования. Всегда следила за темами, но поначалу не участвовала: не созрела, что ли. Но в этом году тема действительно зацепила. Тем более что в феврале по телевидению услышала, что в Грузии объявили день «десоветизации»: в стране запретили разговаривать на русском языке. Какое отношение язык имеет к политике?! И через два дня мое эссе было готово. То есть я получила тот творческий толчок, благодаря которому работа получилась естественной.
Моя собеседница вспоминает пятиклассника, который как-то спросил, можно ли проверить русское слово «чувство» белорусским «адчуваць»?
– Ребенок сердцем чувствует нашу связь, нашу близость. Я рада, что в Беларуси прошли те времена, когда русский язык не хотели признавать государственным. Теперь мы все говорим однозначно: «Учить, нельзя забыть».
Катерина РОЩИНА
Фото из личного архива Нины ДАНИЛОВОЙ