САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Лучше страны в мире нет

Это главное, что понимаешь в кругосветном путешествии, считает писатель Вадим Арефьев Кругосветки в России совершают теперь нечасто. На знаменитом «Крузенштерне», например, с интервалом в полтора столетия. Писателю Вадиму Арефьеву, в прошлом морскому пехотинцу, а ныне полковнику запаса, посчастливилось стать участником такого кругосветного плавания в 2005-2006 годах. Результатом путешествия стала книга «Вокруг света на «Крузенштерне», напечатанная в издательстве «Российский писатель», за которую в 2008 году он получил престижную литературную премию имени автора «Фрегата «Паллады» И.А. Гончарова.

Это главное, что понимаешь в кругосветном путешествии, считает писатель Вадим Арефьев

Кругосветки в России совершают теперь нечасто. На знаменитом «Крузенштерне», например, с интервалом в полтора столетия. Писателю Вадиму Арефьеву, в прошлом морскому пехотинцу, а ныне полковнику запаса, посчастливилось стать участником такого кругосветного плавания в 2005-2006 годах. Результатом путешествия стала книга «Вокруг света на «Крузенштерне», напечатанная в издательстве «Российский писатель», за которую в 2008 году он получил престижную литературную премию имени автора «Фрегата «Паллады» И.А. Гончарова. – Вадим Александрович, как вы думаете, почему у людей не иссякает тяга к кругосветным путешествиям, ведь уже все материки и острова открыты?
– Если говорить об Иване Федоровиче Крузенштерне, 200-летию первой кругосветки которого было посвящено наше плавание, то он открывал новые земли, в 1803-1806 годах это было актуально. После этого только до середины ХIХ века было совершено более 20 кругосветных плаваний. И все они были во славу России. И наше путешествие было во славу России. Дело в том, что в 90-х годах прошлого века наш флот, да и вся экономика России, обвалились. Такие мощные структуры, как флот, авиация, требовали государственной поддержки, а их расхватала на части приватизация. И долгое время наши корабли в Мировой океан не выходили. А это, в конечном счете, означало, что Российский флот перестал существовать. Так что нашей целью прежде всего было продемонстрировать миру Российский флот. Мы заходили во многие порты, и на палубе нашего корабля побывало множество иностранцев.
Особенностью нашего путешествия было то, что на судне проходили практику 200 курсантов морских училищ, осваивая специальности матросов и мотористов второго класса. Их состав за время путешествия менялся. Вместе с экипажем на судне находились журналисты и фотографы, занимавшие должности флагманских специалистов. Я был в качестве научного сотрудника.
– Что вас больше всего поразило в путешествии?
– Плотность «населения» была как в муравейнике – 250 человек. Все время на глазах, не уединишься. И физически было нелегко. Жара, тропики. Четыре раза мы пересекали экватор. И штормило изрядно, особенно когда шли с Гавайских островов до Японского архипелага, в Восточном и Южно-Китайском морях. Но в душе постоянно жила радость.
Для всех нас это была возможность увидеть мир. Мне очень интересно было общаться с экипажем. Хотелось понять, как люди выдерживают столь напряженную работу. И само ощущение, что идешь вокруг земного шара, вызывало восторг. Вот какой он, земной шар, шутка ли, увидеть его?! Он, кстати, невелик. Мы шли со скоростью 4,5 узла, это примерно 8 км в час. Средняя скорость бега трусцой, то есть если бежать не останавливаясь, то за 10 месяцев обежишь земной шар. Тем более что мы шли по синусоиде – поднимались на север, опускались в южные широты. И прошли в общей сложности около 60 тысяч километров. Главное, что я понял, – невелика Земля, и лучше России ничего в мире нет.
– Какова была роль капитана в этом «муравейнике»?
– Олег Константинович Седов был не просто опытнейшим штурманом, высочайшим профессионалом морского дела, а еще и педагогом, в высоком смысле этого слова. Представьте, что на вас постоянно смотрят 200 мальчишек, которым надо показывать пример. Плавание проходило за сотни миль от берегов, случись что – самолет-вертолет не прилетит. Капитан нес на себе колоссальную ответственность. И как настоящий дипломат, представлял Россию в портах многих континентов. Принимали нас на высшем уровне. Помню, как в Уругвае, прямо по Пушкину, с пристани «палили» пушки. И капитан, конечно же, должен был являть образец подтянутости, да и все его подопечные, и курсанты в том числе, должны были выглядеть с иголочки.
Устраивались приемы и на судне – для послов, советников, консулов. А обычные граждане выстраивались в длиннющие очереди к нам на экскурсии. С интересом осматривали выставку, посвященную 60-летию Великой Победы, этой дате также было посвящено наше плавание. И так было везде – в Уругвае, Аргентине, Чили, Перу, Мексике, на Гавайских и Канарских островах, в Гонконге, Сингапуре, Кейптауне, Бремерхафене.
Капитан с поразительным терпением выносил мои ежедневные интервью. Расспрашивал я его обо всем – о состоянии флота, об устройстве корабля, о людях. И он прямо сказал мне, что рыбопромысловый флот России уничтожен приватизацией. Если раньше, допустим, у берегов Мавритании ловили рыбу сотни российских судов, то сегодня их единицы. Поэтому и нет ни трески, ни наваги по прежним ценам, а та рыба, что продается, стоит дороже мяса (раньше-то, помните, эти продукты стоили копейки).
В строительство флота нужно вкладывать государственные средства. А кто, скажите, из нуворишей, приватизировавших флот, будет это делать? Им гораздо проще в сложной ситуации бросить судно вместе с экипажем где-нибудь у берегов Малайзии. Так что сейчас вся надежда на нацпроекты.
И вторая проблема – выпускники морских училищ, получив образование в России, уходят зарабатывать деньги на иностранных судах. Потому что там лучше условия. А пенсии? У капитана – 3000 рублей. Единственное «утешение», сказал Седов, в том, что 90 процентов морских волков до пенсии не доживают. А Седов около 30 лет на флоте. Под стать ему был и капитан-наставник Геннадий Васильевич Коломенский – около 40 лет на «Крузенштерне». В походе ему исполнилось 65.
– Что-то экзотическое встречалось вам в океане?
– Огромные суда длиной до 500 метров, американские авианосцы. Очень много дельфинов, летучих рыб и китов встречалось в Атлантике, а в ЮАР нас долго сопровождали дельфины. Видели и огромных плавающих черепах. А в самой южной точке Африки (вы думаете, это мыс Доброй Надежды, а на самом деле это мыс Игольный) нас «атаковали» обезьяны. Мы ехали на такси и встретили стадо бабуинов. Они выбежали на дорогу из леса и обступили машину. Мы остановились, экскурсовод вышел, разрезал яблоко и угостил их.
– А ощущали ли вы дыхание океана, как герои бунинского «Господина из Сан-Франциско»?
– Представьте, да. Бывало, сидишь ночью на палубе и слышишь вдруг – кто-то свистит. Снасти? Нет. Снасти скорее поют. Есть поверье, что это души погибших моряков посылают нам свои сигналы. Или – увидишь вдруг красный огонек в ночи. Горит и идет за тобой долго-долго, а потом исчезает внезапно… В такие минуты остро чувствуешь близость Вселенной. Особенно ярко горели звезды в Южном полушарии – Сириус, Южный Крест.
– Подавала ли Родина вам знаки во время путешествия?
– И самые неожиданные. В Гонконге русские березки встретились, а в Аргентине, куда мы зашли в декабре, встретил полевые цветы люпины. И одуванчики видел, и сирень – представляете, это же на другом конце Земли?! А люди во всем мире, скажу я вам, в общем-то очень похожи друг на друга. У них также болят зубы, все также озабочены тем, где заработать денег, также переживают о детях. И конечно, везде есть богатые и бедные. Эмигрантов из России встречали – из тех, кого бросили в 90-е вместе с судами. Начинали они там тяжело. Работали грузчиками, мойщиками посуды. А сейчас те, кому удалось собрать первичный капитал, осваивают язык. В ЮАР встречали соотечественников, которые уже торгуют алмазами, золотыми украшениями. Познакомился там с экскурсоводом из города Кемерова. Он очень интересно рассказывал об особенностях страны, в которой живет. А в Акапулько, в Мексике, разговаривал с полусумасшедшим художником-диссидентом. Он утверждал, что был знаком с самой Галиной Брежневой. Жаловался, что Родина его отторгла. Уехал из России и теперь пишет картины. Чувствовалось, что живет с надломом в душе. Многие из эмигрантов, может, и хотели бы вернуться в Россию, но не могут. Какой-никакой капитал сколотили, жилье и машину обрели, быт наладили – попробуй, вырвись из такого «райского благополучия».
– Вам известно, что на «Крузенштерне» снимал свой фильм «Пассажирка» по рассказу Станюковича Станислав Говорухин?
– Станислав Сергеевич – авторитетный режиссер. Наверное, договорился с руководством флота, и ему предоставили для съемок наше прекрасное парусное судно. Ну а над антуражем ХIХ века, думаю, поработали его помощники. Знаю, что в фильме снимался Виктор Сухоруков и сам Говорухин. А проходили съемки примерно через год после нашего возвращения из плавания. Станюкович – замечательный писатель-маринист. Очень люблю фильм «Максимка», который снят по его же рассказу в 50-х годах...

Вера ДЕМИДОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также