В голове у Эйзенштейна
В Новой Третьяковке - выставка «СССР 100». Она посвящена юбилею Советского Союза - тему раскрыли около четырехсот произведений живописи, скульптуры и графики
ЭПОХАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
От сюжета из белого фарфора невозможно оторвать взгляд. Группа врачей склонилась над больным. Это скульптура «Операция», которую иногда называют «Хирурги». Автор - Алексей Сотников. Он не сразу стал скульптором. Долгие годы работал на Дулевском фарфоровом заводе.
Эту и другие работы предоставили два Союза художников - Беларуси и России. Есть и предметы из частных коллекций.
Тут редкие произведения Зураба Церетели, Михаила Кончаловского, Таира Салахова, Игоря Грабаря, Александра Дейнеки, Семена Чуйкова, Георгия Нисского и других именитых художников.
- Это эпохальное событие, - уверен Александр Слободчук, руководитель Делового и культурного комплекса Посольства Беларуси. - Сто лет Советскому Союзу. Непростое время, но его характеризует творческий подъем всего советского народа. Художники из Беларуси и России показывают, чего мы достигли и как развиваемся. Это наш фундамент, духовность. И мы обязаны об этом помнить. Советский Союз исчез, но есть Союзное государство, и будем продолжать сотрудничество во всех сферах.
«ДИНАМО» БЕЖИТ»
Привезли и миниатюрные «эскизы» к большим работам. Вот «Большая тройка». Легендарную Ялтинскую конференцию 1945 года увековечил Зураб Церетели. Неподалеку фигурка широкобедрой, как было модно в СССР, девушки-спортсменки: «Динамо» бежит».
В другом зале - два Горбачева в синих штанах! Один - вверх тормашками, другой - в обычном положении и держит голенького младенца на плече. Это скульптура «Горбачев в образе Святого Христофора». Ее создал в 90-м году Леонид Баранов.
А вот лицо-маска великого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.
- Работа отражает одно из ярчайших событий страны Советов - новую эпоху в кинематографе, - рассказывает известный скульптор, член Российской академии художеств Наталья Опиок. - Сергей Эйзенштейн совершил переворот. Я подошла к его образу довольно динамично для того, чтобы вступить в диалог со зрителем. И, при реалистической подаче самого портрета, немного символично. Из головы вырываются киноленты. Пронзают череп ступени и знаменитый кадр из фильма «Броненосец «Потемкин» - коляска, которая катится по лестнице. Это взрыв мозга. И новейшего кино, которому Эйзенштейн посвятил всю жизнь и которое напитывает нас до сих пор.
КОЛОСИСТОЕ ПОЛЕ
Бросается в глаза большой портрет Василия Ланового. Тут он в роли Бернарда Шоу. В длинном коричневом пальто, с тростью, настороженный взгляд. Это работа Василия Нестеренко. Художник стремился передать внутренний мир народного артиста. И, конечно, его талант. Долгие годы Лановой выходил на сцену Театра Вахтангова в спектакле «Милый лжец» и играл Бернарда Шоу.
Белорусский художник Владимир Товстик написал маслом Казимира Малевича, а рядом поместил двойняшку «Черного квадрата» - «Проект».
Приковывает взгляд работа 2021 года «В ожидании перемен II». Белорус Алесь Богданов написал зеленое колосистое поле. Оно - на все полотно и «льется» на зрителя. Родным кажется синий троллейбус на картине «Зима на Страстном бульваре» Александры Кокс.
От пола до потолка разместились «Слуцкие ткачихи». Это картина Николая Опиока, отца Натальи. Он руководит студией художников имени Грекова. В 1987 году обратился к истории слуцких ткачих. Мастерицы создавали знаменитые златотканые пояса. В XIX веке они славились на весь мир.
- В Беларуси, по-моему в Историческом музее, есть отрезки этих тканей, - вспоминает Наталья. - Очень ценятся. И искусствоведами, и теми, кто причастен к истории страны.
Выставка открыта до 22 января.