Поклон матушке Руси
В Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открыта выставка народного художника России Дмитрия Белюкина «Тихая моя Родина…» Это та самая выставка, которая по инициативе представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и при поддержке Центра национальной славы, в качестве передвижной стартовала в 2005 году в Тамбове и побывала в Липецке, Курске, Орле, Белгороде и Туле. Первый этап акции завершился выставкой в Российской академии художеств в Москве в 2006 году. Позднее выставка экспонировалась в Рязани, Костроме, Иванове, Владимире и Рыбинске. А также в городах Приволжского федерального округа – Саранске, Ижевске и Елабуге. Кроме того, выставка побывала в Ханты-Мансийске, Риге и городах Подмосковья.
Это та самая выставка, которая по инициативе представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и при поддержке Центра национальной славы, в качестве передвижной стартовала в 2005 году в Тамбове и побывала в Липецке, Курске, Орле, Белгороде и Туле. Первый этап акции завершился выставкой в Российской академии художеств в Москве в 2006 году. Позднее выставка экспонировалась в Рязани, Костроме, Иванове, Владимире и Рыбинске. А также в городах Приволжского федерального округа – Саранске, Ижевске и Елабуге. Кроме того, выставка побывала в Ханты-Мансийске, Риге и городах Подмосковья. В экспозиции на Поклонной горе представлено свыше 500 работ, это самая представительная выставка художника. Дмитрий Белюкин, ученик Ильи Глазунова и братьев Ткачевых, в век тотального авангардизма остался верен высокому искусству реализма, идеям патриотизма и высокой духовности. На выставке, где представлены исторические полотна художника, картины, написанные по впечатлениям от путешествий по святым местам православия, пейзажи, графические работы, особое место занимает пушкинский зал. В центре его – огромное полотно «Смерть Пушкина» (Серебряная медаль Минкульта СССР), это дипломная работа художника, над которой он работал несколько лет. Молодому художнику неведомым образом удалось запечатлеть состояние людей, стоящих перед смертным одром поэта. А также оставить для нас, современников, невидимый «коридор», по которому мы тоже можем «войти» в эту комнату, – такой силы эмоциональный душевный всплеск запечатлен Дмитрием Белюкиным.
Пушкинской темой освящено все в творчестве художника. Вы не оторветесь от его пейзажей, написанных в разные времена года в Михайловском и Тригорском, полюбите его маленькие фигурки у подножий тригорских холмов, а также в лесу и легко будете узнавать в них обитателей пушкинского мира в тех местах – семейство Осиповых-Вульф, его друзей-поэтов. И незаметно для вас все эти персонажи превратятся вдруг в героев «Евгения Онегина» – иллюстрации к роману в стихах художник написал с легкой руки самого Гейченко. Семену Степановичу крайне импонировало то, что автор решил «поселить» героев в Михайловском и Тригорском. Впервые за полтора столетия со дня выхода «Евгения Онегина» роман был полностью иллюстрирован. Иллюстрации удивительно точны, как по деталям эпохи, так и по внутренней наполненности пушкинским стихом. Эти достоинства художника-иллюстратора были отмечены почетным дипломом жюри конкурса «Книга года» на XV Московской международной выставке.
Но параллельно с пушкинской темой творчество начинающего художника было освящено интересом к истории России на переломных ее моментах. И в соседнем условном «зале» выставки вы увидите еще одно огромное полотно – «Белая Россия. Исход». На палубе навсегда покидающего Россию севастопольского парохода множество людей – офицеры, священники, чиновники, казаки, дамы, монахи, купцы… На измученных лицах сквозь усталость и неприкаянность проступает всеобщее выражение ужаса от понимания, что это расставание навсегда. Многие лица покажутся вам знакомыми, но исторических персонажей здесь нет, и только в одном по наитию узнаете автора «Антоновских яблок» – Ивана Алексеевича Бунина. Рассказывают, когда плохонькую репродукцию «Исхода» увидели на одном из русских вечеров в Париже, ее размножили в десятках экземпляров и рассматривали как фотографию.
Тема рокового разлада в российской жизни возникнет во многих работах художника – «Эвакуация дроздовцев и корниловцев из Крыма», «Чужой рассвет» (Казаки на острове Лемнос), «Зеркало» («Арест кулака»), «Осколки». И именно его серия «Белая Россия» впервые прорвет цензурный запрет на тему белогвардейского движения.
Огромен интерес художника к России эпохи Екатерины Великой. Серия картин посвящена полководцу Суворову, причем решены они через исторический пейзаж, без батальных сцен. Самые красивые из них – «Балаклавская бухта» и «Утренняя прогулка Екатерины Великой по Неве осенью 1789 года», ставшая собственностью
В.В. Путина, – посвящены крупнейшим историческим событиям. «Балаклавская бухта» написана для Севастопольской морской библиотеки. На фоне красивейшего морского пейзажа и скалистых берегов с генуэзскими башенками Суворов приступает по приказу императрицы к строительству будущей севастопольской крепости. А «прогулка» Екатерины случилась в связи с крупнейшей победой Суворова в русско-турецкой войне: у Рымника полководец совершил блистательный маневр (против правил военного искусства), ошеломивший всех. Внимательный зритель увидит много интересного на картине, например, одинокого Потемкина в лодочке, которому за его нерешительность продемонстрировано охлаждение, а также опального Павла Петровича…
За серию графических портретов «Раны Афганистана» художника подвергали резкой критике, а потом вручили премию Ленинского комсомола. Сделал он серию в 1987 году, оказавшись с травмой плеча во время прохождения службы в армии в госпитале имени Бурденко. «Мотострелок Хакимов Боходыр», «Связист Сергей Ковальчук», «Водитель Сергей Шишкин» – необыкновенно одухотворенные лица молодых парней, у одного – пустой рукав, другой – в инвалидном кресле, у третьего торчат костыли. Та самая способность сопереживать, которая обнаружилась в дипломной работе, отчетливо здесь прослеживается.
Эта душевность ощутима и в пейзажах Белюкина. Он много ездит по стране и по миру, и трудно сказать, где бывает чаще – на Валдае, в Печорах, в Михайловском, на Афоне или в Иерусалиме. Столь широкий и глубокий охват действительности, способность сделать всю эту красоту своей, а потом и нашей позволяют говорить о феномене Белюкина-реалиста, об особой, я бы сказала, его миссии. Зритель ощущает, что времена в восприятии художника сплавлены воедино, он с одинаковой легкостью входит в XVIII, XIX, XX века с единственной целью – найти там своих единомышленников, тех, кто одержим мыслью о величии России.
Прошлой осенью мне довелось присутствовать на презентации картины Дмитрия Белюкина «Матушка Русь. Ярославль», написанной по заказу Московской железной дороги для Зала официальных делегаций Ярославского вокзала в Москве. Это огромное панно с широчайшей панорамой города, охватывающей все его храмы, выполнено в полюбившейся художнику манере «городского пейзажа». Это признание в любви к матушке Руси. И если бы эта картина могла зазвучать, то глинковское «Славься!» здесь было бы наиболее уместно.
Нина КАТАЕВА