САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Сталкер электронной Вселенной

Ушел из жизни Эдуард Артемьев - автор саундтреков к фильмам известнейших режиссеров. Его композиции звучали на двух Олимпиадах. А произведение «Красота Земли» улетело в космос в виде радиосигнала

Фото: Иван Прохоров

КОВАРНЫЙ КОВИД

Композитор отметил в конце ноября 85 лет и после юбилея прожил всего месяц.

Эдуарда Артемьева госпитализировали с подозрением на коронавирус. Говорили, что диагноз не подтвердился, но у него началась пневмония. И композитор скончался от осложнений. Народного артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.

Его музыка украсила больше двухсот кинофильмов. Среди них три ленты Андрея Тарковского: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Конечно, картины Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, а еще ленты Вадима Абдрашитова, Александра Прошкина и Карена Шахназарова.

А треки к кинофильмам вошли в альбом «Территория любви». Артемьев также написал сопровождение к десяткам спектаклей. Сотрудничал с музыкантами. Создал для ВИА «Поющие гитары» рок-оперу «Преступление и наказание» по мотивам романа Достоевского.

ИМЯ ПО СОСЕДСТВУ

Мало кто знает, что у композитора два имени. Для всех он - Эдуард, а для родных - Алексей. Будущий композитор родился в Новосибирске, где родители-москвичи оказались проездом, но так и остались жить. В семь лет мальчика отправили в Москву. Он поселился у бабушки на Грузинском Валу, рядом с метро «Белорусская». В деревянном доме.

И все бы ничего, да имя внука повергло бабушку, как человека верующего, в шок.

- Никогда его так не будут звать! - рассердилась она. И задумалась о новом имени.

Оно появилось благодаря соседу, которого звали Алексей.

Бабушка под этим именем внука и крестила.

Кстати, у соседа была собачка - Эдик. По иронии судьбы, композитор оказался еще и ее тезкой. 

ОПАСНАЯ ВСТРЕЧА С ВОЙНОЙ

Мэтр застал Великую Отечественную войну.

- Я хорошо помню налеты, - рассказывал композитор. - Даже различал самолеты «мессершмитт» и «фоккер».

Запомнил два сигнала: в убежище и обратно. Укрытие находилось рядом с домом, на глубине двух или чуть больше метров. Однажды сигнал о том, что надо спрятаться, прозвучал слишком быстро. И сразу нажали отбой.

- Раздался звук мотора и неприятный страшный звон, - вспоминал Артемьев. - И над нашими двух- и трехэтажными домами пролетел «мессершмитт». Мы заорали. Думали, расстреляют из пулемета. Нет, пролетел и покачал крыльями. Потом узнал, что, оказывается, это знак приветствия. Я запомнил спину пилота. Такая натуральная и опасная встреча с войной.

ТАБАЧОК НЕ ВРОЗЬ

«НЕ ХОЧУ МЕЛЧИТЬ С ГОРЕ-СЛОВОМ»

С Никитой Михалковым мэтр дружил больше сорока лет.

Написал музыку почти ко всем его фильмам. В последние годы работал над картиной «Солнечный удар» по Бунину.

Познакомились в московском Театре киноактера. Композитору было 28, а режиссеру - на восемь лет меньше. Встретились на репетициях к спектаклю-пантомиме «Мертвые души», который ставил Александр Орлов. Артемьев писал к постановке музыку, а Михалков жил рядом и забегал поболтать. Побыл минут пятнадцать, а потом глянул на Артемьева и сказал: «Буду делать диплом. Пойдешь со мной работать?»

«Приглашай. Посмотрим», - отозвался Эдуард.

Михалков собирался снимать советскую короткометражку «Спокойный день в конце войны» по мотивам повести Рустама Ибрагимбекова. Действие происходит в освобожденной Беларуси.

Вроде бы договорились, но Михалков исчез. Надолго. А потом как ни в чем не бывало появился.

- Все считают его одним из самых жестких режиссеров, актеры так, как у него, больше нигде не работают, - рассказывал композитор. - Никита обладает экстрасенсорными качествами. Умеет внушать бессознательно. Глаза у него невероятные. Проникают в душу. И, когда беседуем о том, какой должна быть музыка, так становится ясно. Почти ни разу не ошибся.

Никита Михалков успел прийти на церемонию прощания с Артемьевым. Позже он высказался о друге и коллеге:

- У Экклезиаста сказано, что уста говорят от избытка сердца. А иногда бывает так, что от избытка сердца лучше молчать. Это то, что испытываю. Ушел гениальный композитор. И близкий друг, поэтому не хочу мельчить с горе-словом. Хочу, чтобы все понимали, что не стало действительно гениального русского композитора. И потрясающего человека.

ПОЧУВСТВУЙ БИТ 

ХОР НА СИНТЕЗАТОРАХ 

Композитор был первопроходцем в электронной музыке и смог увлечь даже придирчивого Тарковского.

Артемьев до конца дней опережал время. Еще в шестидесятые увлекся экспериментами с электронной музыкой. Работал в НИИ, как сказали бы сейчас, айтишником. И встретился с создателем одного из первых в мире синтезаторов Евгением Мурзиным. Вместе исследовали синтез звука и электронной музыки. Экспериментировали в студии Музея имени Скрябина.

В 1968 году на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции представили совместный проект «АНС» - фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент. Его изобрел Мурзин, а композиции сочинил Артемьев.

Первым фильмом, к которому композитор сочинил космическую музыку, стала лента «Мечте навстречу». Работал вместе с уроженцем Грузии Вано Мурадели.

- Надо было показать, как звучит необычный мир - космос, - вспоминал Артемьев. - Там своя атмосфера. Есть море, а значит, и песок, и звуки.

Спустя пару-тройку лет зародился еще один гениальный проект. И вновь в Музее имени Скрябина. В студии на первом этаже Артемьев встретился с Тарковским. Композитор принес ему послушать записи электронного авангарда. Тарковский сказал, что это «музыка над человеком», и для будущего «Соляриса» требуется подобное.

Артемьев взялся за работу. Так тщательно подбирал шумы, что дневал и ночевал в студии. Но Тарковскому не понравился результат:

- Ну, ребятки, тут никакой одухотворенности. И я не знаю, как ее добавить. Я тебя пригласил, ты и решай.

Композитор глубоко задумался, а через несколько дней осенило. Нужен оркестр, живые люди, к которым будут подмешиваться шумы. Эта мысль пришлась по вкусу Тарковскому.

К оркестру присоединился хор и музыканты на синтезаторах.

Режиссер не отслеживал, как Артемьев работает над музыкой. Не интересовался даже спорными моментами. 

Тарковский говорил:

- Когда увижу все вместе с изображением, шумами, тогда смогу понять, нужна эта музыка или нет. А так - вдруг ты меня очаруешь. Или я, напротив, отвергну музыку под плохое настроение и буду не прав.

А когда послушал запись - принял, но с оговоркой: «Пока. Там посмотрим».

Непростой характер режиссера не отпугнул композитора, и он работал с Тарковским и в «Сталкере», и в «Зеркале».

Музыка Артемьева звучала на двух Олимпиадах - 80-го и 14-го годов. На первой слушали композицию «О спорт - ты вечный прогресс», на церемониях открытия и закрытия. А «Поход» из «Сибириады», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и музыка из «Сталкера» звучали на Олимпиаде в Сочи.

СЕМЕЙНЫМ АЛЬБОМ

ЯБЛОКО УПАЛО РЯДОМ

Сын гения пошел по его стопам.

Супруга, пианистка Изольда, ушла в 2019 году. Они всю жизнь провели вместе. Долго дружили, а потом влюбились и поженились - спонтанно. Гуляли по Сергиеву Посаду. Эдуард заметил загс и сказал Изольде, что там принимают заявления. И тут же подали его. Изольда стала другом, соратницей и верной женой. Целиком занималась бытом.

У композитора остались два Артемия. Сын и один из пятерых внуков.

Сын - тоже композитор. Работает в жанре электронной акустической музыки. И тоже пишет музыку к фильмам. Основал CD-лейбл «Электрошок Рекордз», где выпускал работы отца.

- Моя музыка - про душу, она понятна всем! - говорил Артемьев. И был прав.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также