Сталкер электронной Вселенной
Ушел из жизни Эдуард Артемьев - автор саундтреков к фильмам известнейших режиссеров. Его композиции звучали на двух Олимпиадах. А произведение «Красота Земли» улетело в космос в виде радиосигнала
Фото: Иван Прохоров
КОВАРНЫЙ КОВИД
Композитор отметил в конце ноября 85 лет и после юбилея прожил всего месяц.
Эдуарда Артемьева госпитализировали с подозрением на коронавирус. Говорили, что диагноз не подтвердился, но у него началась пневмония. И композитор скончался от осложнений. Народного артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.
Его музыка украсила больше двухсот кинофильмов. Среди них три ленты Андрея Тарковского: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Конечно, картины Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, а еще ленты Вадима Абдрашитова, Александра Прошкина и Карена Шахназарова.
А треки к кинофильмам вошли в альбом «Территория любви». Артемьев также написал сопровождение к десяткам спектаклей. Сотрудничал с музыкантами. Создал для ВИА «Поющие гитары» рок-оперу «Преступление и наказание» по мотивам романа Достоевского.
ИМЯ ПО СОСЕДСТВУ
Мало кто знает, что у композитора два имени. Для всех он - Эдуард, а для родных - Алексей. Будущий композитор родился в Новосибирске, где родители-москвичи оказались проездом, но так и остались жить. В семь лет мальчика отправили в Москву. Он поселился у бабушки на Грузинском Валу, рядом с метро «Белорусская». В деревянном доме.
И все бы ничего, да имя внука повергло бабушку, как человека верующего, в шок.
- Никогда его так не будут звать! - рассердилась она. И задумалась о новом имени.
Оно появилось благодаря соседу, которого звали Алексей.
Бабушка под этим именем внука и крестила.
Кстати, у соседа была собачка - Эдик. По иронии судьбы, композитор оказался еще и ее тезкой.
ОПАСНАЯ ВСТРЕЧА С ВОЙНОЙ
Мэтр застал Великую Отечественную войну.
- Я хорошо помню налеты, - рассказывал композитор. - Даже различал самолеты «мессершмитт» и «фоккер».
Запомнил два сигнала: в убежище и обратно. Укрытие находилось рядом с домом, на глубине двух или чуть больше метров. Однажды сигнал о том, что надо спрятаться, прозвучал слишком быстро. И сразу нажали отбой.
- Раздался звук мотора и неприятный страшный звон, - вспоминал Артемьев. - И над нашими двух- и трехэтажными домами пролетел «мессершмитт». Мы заорали. Думали, расстреляют из пулемета. Нет, пролетел и покачал крыльями. Потом узнал, что, оказывается, это знак приветствия. Я запомнил спину пилота. Такая натуральная и опасная встреча с войной.
ТАБАЧОК НЕ ВРОЗЬ
«НЕ ХОЧУ МЕЛЧИТЬ С ГОРЕ-СЛОВОМ»
С Никитой Михалковым мэтр дружил больше сорока лет.
Написал музыку почти ко всем его фильмам. В последние годы работал над картиной «Солнечный удар» по Бунину.
Познакомились в московском Театре киноактера. Композитору было 28, а режиссеру - на восемь лет меньше. Встретились на репетициях к спектаклю-пантомиме «Мертвые души», который ставил Александр Орлов. Артемьев писал к постановке музыку, а Михалков жил рядом и забегал поболтать. Побыл минут пятнадцать, а потом глянул на Артемьева и сказал: «Буду делать диплом. Пойдешь со мной работать?»
«Приглашай. Посмотрим», - отозвался Эдуард.
Михалков собирался снимать советскую короткометражку «Спокойный день в конце войны» по мотивам повести Рустама Ибрагимбекова. Действие происходит в освобожденной Беларуси.
Вроде бы договорились, но Михалков исчез. Надолго. А потом как ни в чем не бывало появился.
- Все считают его одним из самых жестких режиссеров, актеры так, как у него, больше нигде не работают, - рассказывал композитор. - Никита обладает экстрасенсорными качествами. Умеет внушать бессознательно. Глаза у него невероятные. Проникают в душу. И, когда беседуем о том, какой должна быть музыка, так становится ясно. Почти ни разу не ошибся.
Никита Михалков успел прийти на церемонию прощания с Артемьевым. Позже он высказался о друге и коллеге:
- У Экклезиаста сказано, что уста говорят от избытка сердца. А иногда бывает так, что от избытка сердца лучше молчать. Это то, что испытываю. Ушел гениальный композитор. И близкий друг, поэтому не хочу мельчить с горе-словом. Хочу, чтобы все понимали, что не стало действительно гениального русского композитора. И потрясающего человека.
ПОЧУВСТВУЙ БИТ
ХОР НА СИНТЕЗАТОРАХ
Композитор был первопроходцем в электронной музыке и смог увлечь даже придирчивого Тарковского.
Артемьев до конца дней опережал время. Еще в шестидесятые увлекся экспериментами с электронной музыкой. Работал в НИИ, как сказали бы сейчас, айтишником. И встретился с создателем одного из первых в мире синтезаторов Евгением Мурзиным. Вместе исследовали синтез звука и электронной музыки. Экспериментировали в студии Музея имени Скрябина.
В 1968 году на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции представили совместный проект «АНС» - фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент. Его изобрел Мурзин, а композиции сочинил Артемьев.
Первым фильмом, к которому композитор сочинил космическую музыку, стала лента «Мечте навстречу». Работал вместе с уроженцем Грузии Вано Мурадели.
- Надо было показать, как звучит необычный мир - космос, - вспоминал Артемьев. - Там своя атмосфера. Есть море, а значит, и песок, и звуки.
Спустя пару-тройку лет зародился еще один гениальный проект. И вновь в Музее имени Скрябина. В студии на первом этаже Артемьев встретился с Тарковским. Композитор принес ему послушать записи электронного авангарда. Тарковский сказал, что это «музыка над человеком», и для будущего «Соляриса» требуется подобное.
Артемьев взялся за работу. Так тщательно подбирал шумы, что дневал и ночевал в студии. Но Тарковскому не понравился результат:
- Ну, ребятки, тут никакой одухотворенности. И я не знаю, как ее добавить. Я тебя пригласил, ты и решай.
Композитор глубоко задумался, а через несколько дней осенило. Нужен оркестр, живые люди, к которым будут подмешиваться шумы. Эта мысль пришлась по вкусу Тарковскому.
К оркестру присоединился хор и музыканты на синтезаторах.
Режиссер не отслеживал, как Артемьев работает над музыкой. Не интересовался даже спорными моментами.
Тарковский говорил:
- Когда увижу все вместе с изображением, шумами, тогда смогу понять, нужна эта музыка или нет. А так - вдруг ты меня очаруешь. Или я, напротив, отвергну музыку под плохое настроение и буду не прав.
А когда послушал запись - принял, но с оговоркой: «Пока. Там посмотрим».
Непростой характер режиссера не отпугнул композитора, и он работал с Тарковским и в «Сталкере», и в «Зеркале».
Музыка Артемьева звучала на двух Олимпиадах - 80-го и 14-го годов. На первой слушали композицию «О спорт - ты вечный прогресс», на церемониях открытия и закрытия. А «Поход» из «Сибириады», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и музыка из «Сталкера» звучали на Олимпиаде в Сочи.
СЕМЕЙНЫМ АЛЬБОМ
ЯБЛОКО УПАЛО РЯДОМ
Сын гения пошел по его стопам.
Супруга, пианистка Изольда, ушла в 2019 году. Они всю жизнь провели вместе. Долго дружили, а потом влюбились и поженились - спонтанно. Гуляли по Сергиеву Посаду. Эдуард заметил загс и сказал Изольде, что там принимают заявления. И тут же подали его. Изольда стала другом, соратницей и верной женой. Целиком занималась бытом.
У композитора остались два Артемия. Сын и один из пятерых внуков.
Сын - тоже композитор. Работает в жанре электронной акустической музыки. И тоже пишет музыку к фильмам. Основал CD-лейбл «Электрошок Рекордз», где выпускал работы отца.
- Моя музыка - про душу, она понятна всем! - говорил Артемьев. И был прав.