Граждане одной большой страны
Ими себя считают номинанты на премию Союзного государства в области литературы и искусства На ХVIII Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» со своими почитателями встретились номинанты на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2009-2010 годы – народный художник и заслуженный деятель искусств Беларуси Леонид Щемелев, писатель и государственный деятель Беларуси Николай Чергинец, скульптор Сергей Гумилевский.
На ХVIII Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» со своими почитателями встретились номинанты на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2009-2010 годы – народный художник и заслуженный деятель искусств Беларуси Леонид Щемелев, писатель и государственный деятель Беларуси Николай Чергинец, скульптор Сергей Гумилевский. Напомним, что на соискание премии выдвинуты – Леонид Щемелев за серию работ «Палитра моего времени», Николай Чергинец – за романы «Вам – задание» и «Сыновья», народные художники СССР братья Сергей и Алексей Ткачевы – за живописные произведения из цикла «Родная земля». В числе выдвинутых на премию и создатели памятника Янке Купале в Москве Юрий Григорьев, Лев и Сергей Гумилевские и памятника Александру Пушкину в Минске – Юрий Орехов (посмертно), Григорий Орехов, Юрий Григорьев.
– Главные герои моих книг «Вам – задание» и «Сыновья» – белорусы и россияне, – говорит Николай Чергинец. – Мне хотелось показать, что чувствовали наши ребята, оказавшись в плену во время боевых действий в Афганистане. И каково было родителям этих парней пережить сыновей.
Обращение к теме войны в Афганистане для Николая Чергинца неслучайно. С 1984 по 1987 год он сам исполнял «интернациональный долг».
– Так случилось, что я был участником событий, о которых идет речь в романе «Сыновья», – рассказывает Николай Иванович. – Мне дорог Витебск еще и потому, что здесь дислоцировалась 103-я воздушно-десантная дивизия, лучшая дивизия Советской армии, которая первой вошла в Афганистан. Дивизия находилась на окраине Кабула и обеспечивала безопасность столицы Афганистана. Десантники – мои друзья на всю жизнь. Не всем посчастливилось вернуться домой. А это самая большая несправедливость, когда родители вынуждены хоронить своих детей. Обо всех не напишешь, поэтому в романе я создал обобщенный образ матери, которая без мужа вырастила двоих сыновей, они стали десантниками, и обоих она пережила.
Окончив Высшую школу тренеров, Николай Чергинец играл в известных футбольных командах республики. Хотел стать спортивным журналистом, но написал повесть «Четвертый след» и стал совмещать творчество с работой в органах внутренних дел. Прошел путь от рядового сотрудника до начальника управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Был начальником управления внутренних дел на транспорте. Кандидат юридических наук, заслуженный работник МВД СССР, генерал-лейтенант внутренней службы.
Часто писателю приходится отвечать на вопрос – как удается находить время. «Это нелегко, – признался Чергинец, который сегодня возглавляет Союз писателей Беларуси. – Лично я писал в трамваях, в рабочие перерывы и свободными вечерами, а по выходным работаю просто запоем».
Недавно Николай Чергинец выступил с инициативой: «С помощью историков и ученых, работников архивов и музеев мы должны восстановить имена белорусов, отметившихся значимыми деяниями в России. Аналогичную работу должны провести российские коллеги». Собранная информация может стать основой новых литературных произведений. В ходе поисковой работы удалось обнаружить более 1,5 тыс. имен белорусов, судьба которых связана со страницами истории России.
– Есть люди, отмеченные поцелуем Бога. Без них наше существование было бы серым, – говорит заместитель главного редактора журнала «Российская Федерация сегодня», доктор исторических наук, профессор Александр Черняк. – Меня потрясла работа Леонида Щемелева «Прощание с родиной». Людьми старшего поколения распад СССР переживался столь же тяжело, как в свое время – Гражданская война в России.
Народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии Леонид Щемелев родился в Витебске в 1923 году. Во время войны был тяжело ранен. Из разрушенного Витебска уехал поступать в Минское художественное училище. С тех пор живопись стала смыслом его жизни. В выставках участвует с 1958 года. После Всесоюзной выставки в Москве в 1967 году «белый цвет» Щемелева узнают в любой экспозиции. «У него своя философия и свои интонации», – говорят знатоки.
«Щемелевская зима» потрясает. Зиму писать трудно, но художнику нравится писать силуэты на белом фоне. И хотя Леонида Щемелева называют мастером ярких красок, он практически все пишет в светлых тонах. Особая игра света и цвета наиболее ярко ощущается в картине «Военная осень». А еще он навечно влюблен в белорусские пейзажи.
– Художник должен совершенствоваться, – говорит Леонид Щемелев. – В процессе творчества переосмысливаешь ценности. Поэтому у меня нет любимых картин. Считаю, как только автор начинает думать, что его работа – шедевр, он перестает двигаться вперед. Творчество позволяет по-новому взглянуть на жизнь. Например, в военной теме меня интересует состояние души человека на войне.
Его серия «Палитра моего времени» состоит из блоков картин разных лет. Цикл «Ради жизни на земле» посвящен Великой Отечественной, а «Истории связующая нить» рассказывает о Беларуси и России. Как признался автор, последнее время он пишет полотна о мирной жизни, о людях, его окружающих.
В Москве, в сквере на Кутузовском проспекте, установлен памятник народному поэту Беларуси Янке Купале. Белорусский классик изображен в момент раздумий. Его фигура высотой 4,2 метра установлена на кургане, а у основания его течет родник. Подобно роднику, журчит в веках и купаловская песнь. А в Минске на берегу Свислочи установлен гранитный памятник в честь 200-летия Пушкина. Это дар Правительства Москвы Республике Беларусь. Создатели памятников – скульпторы Лев и Сергей Гумилевские (Минск), Юрий и Григорий Ореховы (Москва) и народный архитектор Российской Федерации Юрий Григорьев.
– Конкурс на лучший проект памятника Купале в Москве был объявлен в 2002 году, – говорит Сергей Гумилевский. – И мы с отцом сразу решили участвовать. Ведь тема истории родины – наиважнейшая в творчестве. А история Беларуси напрямую связана с такими знаковыми фигурами, как Я. Купала, Я. Колас, Ф. Скорина, К. Калиновский, В. Короткевич, М. Богданович.
Этим людям и посвящают Гумилевские свой талант. Еще в школе Сергей увлекся поэзией Максима Богдановича. История жизни и смерти 25-летнего белорусского гения, прожившего всю свою жизнь вдалеке от родной земли, настолько впечатлила Гумилевского, что он взялся за создание памятника поэту в Ялте. Там, на городском кладбище, и был похоронен лирик.
А в сентябре в Сморгони, на празднике белорусской письменности, будет открыт памятник белорусскому классику Франтишку Богушевичу работы отца и сына Гумилевских. Сергей Гумилевский продолжает традиции, заложенные школой его отца, народного художника Республики Беларусь Льва Гумилевского, автора бюстов Николая Радзивилла (Сиротки), Юрия Несвижского, памятников Туровскому в Гомеле, Дунину-Марцинкевичу в Бобруйске.
Народные художники СССР Сергей и Алексей Ткачевы, также выдвинутые на премию Союзного государства, на встречу в Витебск не смогли приехать. Но почитателям их таланта, имеющего ярко выраженный гражданский и народный характер, хорошо известен цикл картин «Родная земля». В него вошли восемь работ, написанных с 1965 по 2004 год. Среди них – «Лихолетье. Русское поле», «Родительский дом. Вернулся», «Дорогами войны». Особое место в их творчестве занимает осмысление жизни простого человека, его традиций и ценностей. О творчестве Сергея и Алексея Ткачевых «СВ» обязательно расскажет в ближайших номерах.
Светлана ДЕДИНКИНА
P.S.
Когда верстался номер, агентство БЕЛТА сообщило, что Николай Чергинец снимает свою кандидатуру в пользу Леонида Щемелева. «Я высоко ценю этого художника, участника Великой Отечественной войны. Премия будет вручаться в год 65-летия Великой Победы, и я убежден, что именно фронтовик Леонид Щемелев достоин быть в числе трех лауреатов», – аргументировал свое решение Николай Чергинец.
Редакция «СВ» приглашает экспертов в области музыки и культуры, представителей средств массовой информации, всех читателей и зрителей принять участие в обсуждении работ, выдвинутых на премию Союзного государства. Денежный эквивалент награды равен 1250-кратному минимальному размеру оплаты труда в России (в нынешнем году это составит около 100 тыс. долларов).