Царица русской песни
Россия простилась с народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной В это трудно поверить, но певицей Людмила Зыкина стала случайно. Подзадориваемая подружками, девушка из рабочей семьи приняла участие в конкурсе Хора имени Пятницкого. И выиграла против полутора тысяч человек на место. И голос ее, мягкий, звучный, величавый, подтвердили события, оказался чувствительнейше связан с душой. Через два года, пережив смерть матери, она потеряла его. Не могла даже громко говорить, была вынуждена уйти из хора. Но через год, вдохновленная встречей с руководителем хора Всесоюзного радио Н. Кутузовым, запела вновь. Была принята в этот коллектив, и голос больше не подводил ее.
В это трудно поверить, но певицей Людмила Зыкина стала случайно. Подзадориваемая подружками, девушка из рабочей семьи приняла участие в конкурсе Хора имени Пятницкого. И выиграла против полутора тысяч человек на место. И голос ее, мягкий, звучный, величавый, подтвердили события, оказался чувствительнейше связан с душой. Через два года, пережив смерть матери, она потеряла его. Не могла даже громко говорить, была вынуждена уйти из хора. Но через год, вдохновленная встречей с руководителем хора Всесоюзного радио Н. Кутузовым, запела вновь. Была принята в этот коллектив, и голос больше не подводил ее. Сольная карьера Людмилы Зыкиной началась в 60-е годы. Она стала олицетворением русской песни, исполняя в основном песни советских композиторов, стилизованные под русские народные. Существует не меньше десятка песен, услышав которые вы непременно начнете подпевать певице, и в вашем воображении возникнет величавый образ русской красавицы. Прежде всего – это «Течет Волга…» Марка Фрадкина на слова Льва Ошанина, «Оренбургский пуховый платок» Григория Пономаренко на слова Виктора Бокова, «На побывку едет» и «Мама, милая мама» Александра Аверкина на слова Виктора Бокова.
Популярность ее была ошеломительной. Во время пения Людмила Зыкина не делала никаких лишних движений, не пыталась пританцовывать, лишь бровью могла повести, улыбкой дополняла песню, а все оттенки воспроизводила голосом. Она побывала во всех советских республиках, но чаще всего приезжала в Азербайджан и вскоре получила звание народной артистки Азербайджанской ССР.
Первые гастроли в составе Мюзик-холла от Москонцерта состоялись в Париже. Бисировать ей начали с первых песен, и слова Марселя Марсо из статьи о советских артистах – «Это посланцы России – страны высокой культуры, высокого интеллекта, страны настоящего и будущего» – имели к ней самое прямое отношение. Певица объехала с гастролями весь мир, трижды была в США, первой из русских певиц выступила с сольными концертами в Японии, заставила плакать чопорную публику в смокингах и бриллиантах в Австралии. Ей аплодировали Чарли Чаплин, Мирей Матье, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра…
Людмила Георгиевна вела большую педагогическую деятельность. В 1997 году основала Государственный народный ансамбль «Россия», продолжала сольную карьеру. Во второй половине 80-х активно гастролировала по СССР и за рубежом. Певица была оригинальным человеком, ее личностью были покорены такие государственные деятели, как министр культуры СССР Екатерина Фурцева и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.
В 1996 году Зыкиной довелось выступать в одном концерте с ансамблем «Бони М.». Причем выходила певица после того, как популярные артисты совсем в другом жанре основательно разогрели публику. Наблюдая за ее экстазом из-за кулис, Зыкина дрогнула: «Куда я попала?» Но сжав кулаки шагнула на сцену. И первые же звуки оркестра, начавшего играть «Течет Волга», подействовали на зал чудодейственно. Зрители успокоились, сели на свои места. И это была победа. Как мы знаем теперь, победа навсегда.
Людмила Зыкина – Герой Соцтруда, обладатель орденов «Знак Почета», Ленина, «За заслуги перед Отечеством» трех степеней, многих медалей. Лауреат конкурса молодежи и студентов в Москве (1957 г.), лауреат многочисленных премий, в том числе Ленинской, имени Глинки, «Овация», святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Правительства РФ.