На родине собирателя снов
В Иванове прошел III Международный кинофестиваль «Зеркало» им. Андрея Тарковского Судя по фотоотчетам первых двух фестивалей, ивановцев очень вело в гламур. Венеция и Канны, где прославился их великий земляк, покоя организаторам «Зеркала» не давали. Спасибо кризису – он помог снять этот флер и четко обозначил главное – в Иваново приезжают смотреть хорошее кино. Об этой тенденции с гордостью сказал на закрытии инициатор фестиваля, губернатор Ивановской области Михаил Мень.
Судя по фотоотчетам первых двух фестивалей, ивановцев очень вело в гламур. Венеция и Канны, где прославился их великий земляк, покоя организаторам «Зеркала» не давали. Спасибо кризису – он помог снять этот флер и четко обозначил главное – в Иваново приезжают смотреть хорошее кино. Об этой тенденции с гордостью сказал на закрытии инициатор фестиваля, губернатор Ивановской области Михаил Мень. Директор кинопрограмм, в прошлом отборщик «Кинотавра», Сергей Лаврентьев нашел кино в духе Тарковского. Все фильмы конкурсной программы, может быть, кроме «Крайнего Севера» (Великобритания – Франция – Норвегия), обращают глаза зрителя «зрачками в душу», акцентируя внимание на нравственной проблематике. Героев картин волнуют такие понятные вещи, что государственные границы на этом киноматерике условны. Трагедия одиночества старика, мучимого тяжкими воспоминаниями об эвтаназии, совершенной в отношении тяжело больной жены («Томас», Финляндия, приз «Лучшему режиссеру» Миике Соини). Любовное разочарование юной девушки («Мой лучший враг», Южная Корея, спецдиплом жюри), страдания разводящейся пары («Между ними», Нидерланды, «Лучшая женская роль» Элси де Брау), открытие вдовой – постфактум – тайной жизни любимого супруга («Экстрелита», Словения – Германия – Босния и Герцеговина – Македония), переживания отца по поводу неудачных кинопроб сына-подростка («Армин», Хорватия – Германия – Босния, «Лучшая мужская роль» – Эмир Хаджихафизбегович). В трех последних картинах в эпицентре событий оказываются мальчишки-подростки, рикошетом получающие самый сильный удар.
Российский выбор пока прежний – вскрывание язв сталинизма («Подарок Сталину» Рустема Абдрашева, Казахстан – Россия – Израиль – Польша, приз зрительских симпатий) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского. Повествование о судьбе Иосифа Бродского, отмеченное Гран-при, Белым слоном Гильдии киноведов и кинокритиков и призом Инвесторбанка «За оригинальное кинематографическое решение».
Замечательную панораму документальных фильмов «Рождение искусства» представила Галина Долматовская. Все ленты – впрямую или ассоциативно – связаны с именем Тарковского: так, яркий образ возник в 15-минутной армянской ленте «Андрей», запечатлевшей молодого режиссера в момент выбора натуры для съемок. Эти документальные кадры, обошедшие экраны мира, в России были показаны впервые. Появился Тарковский и в итальянском фильме «Тонино Гуэрра: поэт в кино». Традиционна ретроспектива фильмов А. Тарковского.
Большинство документальных лент совершают настоящее путешествие в мир творцов. Представлен и фильм «Ваятель» Станислава Гайдука, посвященный знаменитому белорусскому скульптору, автору мемориального комплекса «Брестская крепость» и барельефов на кольце Кургана Славы Анатолию Артимовичу.
В этом году были показаны шесть картин Кшиштофа Занусси, многие годы дружившего с А. Тарковским. Режиссер и сам приехал в Иваново. Общаясь с журналистами, он сказал, что авторское кино имеет особое место на рынке. И в любом обществе есть зрители, которые требуют от искусства серьезности, глубины и оригинальности, хотят видеть в нем красоту и мудрость жизни. Если фестиваль «Зеркало» будет продвигать такой вид искусства, подчеркнул Занусси, он сделает большое дело. «Не секрет, что авторское кино убыточно, и вы знаете, какие трудности и ограничения пришлось пережить Тарковскому. Но общество двигает вперед тот, у кого уровень требований выше среднего».
Занусси рассказал, как они с Тарковским ездили на кинофестиваль в Америку. «Ехали на машине. Я выступал в роли водителя и переводчика. Фестиваль проходил в городке на 3 тысячи жителей. Это были места, где занимались тогда добычей золота. В 60-70-е годы там было много интересной публики. В городе был оперный театр, там пел сам Карузо, был университет. Во время фестиваля публика очень активно обсуждала фильмы. Нас останавливали прямо на улице. Был очень смешной случай. Молодой американец спросил Андрея, как стать счастливым, на что он ответил, что в этом нет никакой необходимости. Мне было очень трудно переводить, потому что налицо было столкновение двух миров. Happy – в представлении американца – это, в конечном счете, комфорт – удобное кресло, хороший кофе, а по Тарковскому, человек призван к жизни для того, чтобы исполнять свой долг, и его не должно заботить, счастлив он или нет. Он так и сказал парню: «Не надо тебе быть счастливым».
Когда Занусси спросили, хотел ли бы он снять фильм о Тарковском, он ответил – нет. «Я боюсь искусства, рассказывающего об искусстве, и не хотел бы видеть актера, играющего роль Андрея. Отголоски наших с ним разговоров и споров можно найти в разных моих картинах. Можно найти и диалоги…»
Но, конечно, главной гостьей на «Зеркале» почитают Марину Арсеньевну Тарковскую. На фестиваль она привезла свою книгу о брате – «Осколки зеркала». Марина Арсеньевна приезжает с супругом, кинорежиссером Александром Гордоном, однокурсником и другом Андрея. Супруги выступили на научной конференции «Феномен Андрея Тарковского в контексте мирового кинопроцесса». Марина Арсеньевна рассказала, как на съемках «Зеркала» засевали гречихой поле и ждали, когда оно зацветет. И в связи с этим вспомнила, как они с мамой жили в эвакуации в Кинешме. И когда ходили в село Семеновское, мать останавливала детей и говорила: «Послушайте, как гудят поля…» Марина Арсеньевна сказала, что из таких воспоминаний-пазлов, по определению ее супруга, и складывался фильм «Зеркало».
На конференции выступила Нелли Фомина, работавшая над костюмами в фильмах Тарковского, в частности на «Зеркале», а также Лейла Александер-Гаррет из Великобритании, автор книги «Тарковский: собиратель снов», бывшая переводчицей на картине «Жертвоприношение». Льяно Санчес Рафаэль из испанского университета Complutense выступил с докладом «Жертвоприношение» (1986): экстремальное кино А. Тарковского». Марк Бенера из Испании показал свой фильм «А. Тарковский в Париже». В конференции приняли участие ученые из Москвы и Иванова. Организовали и провели конференцию преподаватели Шуйского педуниверситета. Особенно ценным было то, что в конференции приняли участие студенты. Молодой человек указал на тенденцию, когда из режиссера, как из Пушкина, хотят сделать икону, бронзовый памятник. И заявил, что ему «Тарковского жалко».
На его выступление тут же отозвалась Марина Тарковская. И сказала, что ей не нравится, когда из брата делают страдальца-изгнанника. «Отъезд на Запад – это был его выбор». По материалам конференции будет издан сборник.
Ну и самым впечатляющим оказалось путешествие в село Завражье Кадыйского района Костромской области, где по воле судьбы в 1932 году родился Андрей Тарковский, и в город Юрьевец Ивановской области, где вместе с матерью и сестрой он гостил летом 1936 года у бабушки и жил в 1941-1943 годах. В музее села Завражье экспозиция, посвященная Тарковскому, занимает одну комнату. У храма Рождества Пречистой Богородицы, в котором крестили Андрея, отслужили литию. Под открытым небом. Храм начала XVIII века срочно нуждается в реставрации. Положить начало этой акции, думается, прямая задача фестиваля.
Отведав тройной ухи, – столы были накрыты на берегу Волги под высокими кронами берез, – мы отправились в Юрьевец. Посетили второй музей кинорежиссера и, по традиции, посадили несколько деревьев у дома.
Поиск экспонатов только начался. Ирина Мирошниченко на закрытии объявила почин – подарила музею портрет режиссера, выполненный актером Геннадием Бортниковым, который был завещан ей. У фестиваля «Зеркало» большое будущее, и нет сомнения – этот брэнд очень скоро потеснит в сознании всего мира ивановские ситцы.
Нина КАТАЕВА
Иваново – Москва