Кладовая народного творчества
Самобытное народное искусство – гордость и подлинное достояние Союзного государства Масштабный оригинальный проект белорусского Общенационального телевидения «Песні маёй краіны» обещает новые встречи и яркие впечатления каждое воскресенье, с конца марта до середины мая. Задуманный авторами как ретроспектива былых смотров коллективов художественной самодеятельности, проект как-то сразу перешагнул узкие любительские рамки, ярко и самобытно представив современную белорусскую традиционную песенно-музыкальную культуру.
Масштабный оригинальный проект белорусского Общенационального телевидения «Песні маёй краіны» обещает новые встречи и яркие впечатления каждое воскресенье, с конца марта до середины мая. Задуманный авторами как ретроспектива былых смотров коллективов художественной самодеятельности, проект как-то сразу перешагнул узкие любительские рамки, ярко и самобытно представив современную белорусскую традиционную песенно-музыкальную культуру. Своеобразный культурный срез составили выступления лучших самодеятельных коллективов из числа собственно любителей белорусской песни; ансамблей и групп, где выступили учащиеся, студенты, преподаватели колледжей, институтов, университетов культуры и искусств, а также мастер-классы известных профессионалов – «Песняров», «Сябров», «Хорошек», «Свята», «Палаца», российского «Терем-квартета».
Организаторы смотра-конкурса отобрали для полуфинала 49 лучших коллективов, по семь от каждой области и Минска. Пять дней под огромной крышей спорткомплекса «Уручье», превращенного в красочный съемочный павильон, звучала музыка. Приподнятое настроение и атмосферу веселого народного гулянья со сцены поддерживали известные артисты – ведущие шоу Ольга Нефедова и Олег Гарбуз. Эта «сварливая» семейная парочка подбадривала участников и веселила публику. Не отставали и члены жюри под председательством художественного руководителя знаменитых «Сяброў» – народного артиста Беларуси Анатолия Ярмоленко. Они не только выставляли оценки и комментировали выступления, но и давали исполнителям дельные профессиональные советы.
Фольклор каждого из семи представленных регионов – настоящая кладовая оригинальных образцов народного творчества. Знаменитый своей особой загадочной аурой, край гомельского и брестского Полесья славен кристальной чистотой и подлинной аутентичностью белорусской песни. Высокий аристократический стиль и «шляхетную» манеру исполнения всегда можно разглядеть в выступлениях представителей самого западного – гродненского региона. Некоторую сдержанность и «памяркоўнасць» подмечают порой зрители у самодеятельных артистов Витебской области. Могилевчане наиболее успешно синтезируют традиционные мотивы русского и белорусского фольклора и нередко преподносят новоиспеченный продукт в самых неожиданных формах и стилях исполнения. Любители народной песни из Минской области, как и положено представителям центрального и наиболее урбанизированного региона страны, проводят политику тотального усвоения и переработки всего лучшего из репертуара региональных коллективов.
Первыми в борьбу за выход в финал вступили гомельчане. Музыканты, хоровая группа и шесть пар танцоров из ансамбля «Скарбонка» лихо исполнили зажигательную «Полечку-трасуху», заслужив благосклонность председателя жюри (именно эта песня является одной из лучших в репертуаре «Сяброў»).
Если выступление «Скарбонки» было степенным по своей манере, то исполнение в стиле диско белорусской песни «Пасылала мяне маці жыта жаць» ансамблем из технологического университета «Славяне» отличалось легкостью и динамизмом. Плюс молодой студенческий задор и современные стилизованные костюмы. Еще более сложную задачу музыкального исполнения песенных скороговорок «на отлично» решили артисты вокального ансамбля «Светоч». Эта полупесня-полуречитатив чем-то отдаленно напоминала известные образцы фольклора русского Севера. А учащиеся гомельского колледжа искусств из белорусского этно-шоу Bifolk продемонстрировали пример адаптации популярного сегодня в мире ирландского стиля.
Умение перекроить на свой лад и приспособить под местные обычаи популярные виды музыки успешно продемонстрировали и в рамках проекта народный ансамбль «Ялінка» из Ельска и фольклорный ансамбль «Сузор’е» из деревни Протасевичи Могилевской области, где особенно запомнился зрителям виртуоз-исполнитель на «ксилофоне» из полупустых бутылок и керамической свистульке.
Победителем в очередном туре от Гомельской области стал заслуженный любительский коллектив «Свояки» из Мозыря. После голосования телезрителей вторым участником финала от гомельчан стал народный ансамбль «Ялінка». Разнообразие жанров и подходов продемонстрировали и участники от Могилевской области. Здесь единодушным решением жюри победителем стал, затронув самые тонкие струны души слушателей, прекрасный дуэт «Сяброўкі» из Краснополья. Также просто и доходчиво спели про незадачливую «чапурушку» самодеятельные артисты из деревни Васьковичи. Их шуточная песня сопровождалась «игрой» на прялке, скалке, стиральной доске, трещотках.
Не обошлось и без полемики. Во многих случаях выступления участников вызывали в среде профессионалов острую дискуссию по поводу того, как более бережно и с большим уважением относиться к обработке фольклора. Судивший в последний «минский» день художественный руководитель Государственного ансамбля танца Беларуси народный артист Валентин Дудкевич высказал выступившим коллективам свои пожелания о том, что «нельзя бездумно брать и вставлять в народные танцы «целые куски» современного брейка, хип-хопа или модерна. Нужно переосмысливать фольклор «сегодняшний» и «вчерашний», создавая единое, цельное, высокохудожественное хореографическое произведение».
Тем не менее в основном выступления большинства коллективов всех областей соответствовали высоким требованиям членов жюри. В ожидании красочного финального шоу конкурсанты еще имеют время доработать свои номера и блеснуть на сцене Дворца спорта новыми яркими гранями своего таланта. А телезрителям предстоит, проголосовав по телефону, выбрать в мае лучшего из лучших – победителя первого республиканского конкурса «Песні маёй краіны».
Игорь КУЗНЕЦОВ