Земля в иллюминаторе
Алексей Леонов представил в Минске свою персональную выставку Он – один из пионеров космонавтики, он первым в мире вышел в открытый космос, его готовили как первооткрывателя Луны. Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, кроме того, еще и художник. Об этой ипостаси одного из самых известных людей нашего времени не многие знают даже в России. На минувшей неделе Алексей Архипович лично прилетал в Минск в компании своего друга, первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, чтобы открыть в Национальном художественном музее выставку своих картин – первую подобного рода в бывшем СССР.
Он – один из пионеров космонавтики, он первым в мире вышел в открытый космос, его готовили как первооткрывателя Луны. Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, кроме того, еще и художник. Об этой ипостаси одного из самых известных людей нашего времени не многие знают даже в России. На минувшей неделе Алексей Архипович лично прилетал в Минск в компании своего друга, первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, чтобы открыть в Национальном художественном музее выставку своих картин – первую подобного рода в бывшем СССР. Как отметил на открытии экспозиции Сергей Березный, советник посольства России в Беларуси, это событие – одно из наиболее значительных во время празднования Года России в соседней братской стране.
Алексей Леонов, действительный академик Российской академии художеств и Нью-йоркской академии изящных искусств, на выставке «Земная и космическая живопись» представил более 70 работ. Полотна написаны с 1957 года по сегодняшний день. Кстати, в эти дни Алексей Архипович продолжает работу над большим полотном «Беловежская Пуща». В нем он хочет отобразить не только красоты заповедного леса, известного во всем мире, но и события недавней истории, когда в Беловежье решалась судьба страны, которая и вывела Леонова в космос.
Почему, однако, мы до сих пор не видели картин космонавта? На этот вопрос взялась ответить Валентина Терешкова:
– Алексей даже нам, своим друзьям и коллегам по Звездному городку, нечасто показывал то, что рисует. Лишь иногда он делится своими творческими планами и поисками.
Хотя, как оказывается, распорядись судьба иначе, мы бы знали Леонова не как великого космонавта, а талантливого живописца. Более того, когда-то он собирался поступать в художественное училище. Но пошел в летное, сделав живопись своим любимым хобби.
– Я никогда не бросал этюдника. В детстве расписывал заборы и печки. В школе на первом уроке рисования учительница Клавдия Васильевна Маевская, приехавшая к нам из эвакуации, попросила нарисовать грибы. Я нарисовал белый гриб, рядом грибочек поменьше, тень, падающую на него, вокруг – траву. Увидев мое творение, Клавдия Васильевна схватила работу и побежала к директору – мол, ребенку всего восемь лет, а у него получилась столь законченная композиция! Меня сразу назначили редактором-оформителем школьной газеты.
После первого полета в космос и выхода на околоземную орбиту Леонов сразу взялся за художественное документирование увиденного.
– Только на художественном полотне можно передать те оттенки, которые свойственны космическому пейзажу и которые неуловимы для фотокамеры, – считает мастер. – Однако каким бы фантастическим ни казался космос, Земля все равно богаче на краски.
Леонов много лет прожил в портовом Калининграде, и морская тема тоже не покидает его. Кстати, не кто иной, как знаток морской темы в живописи Айвазовский помог Леонову найти… жену.
– Я много покупал, обменивал книг по искусству, но все никак не мог напасть на нужный мне альбом Айвазовского. А когда увидел его у своей будущей супруги, решил, что это знак свыше – если я женюсь, книга будет наша общая, – шутит космонавт.
Леонов благодарен судьбе, позволившей ему выйти в космос и затем передать силуэты небесных далей в картинах.
– Это необычное зрелище. Есть что-то в окружающем нашу планету мире радостное, яркое, но одновременно трагичное. Наверное, небо влияет на наши умы, проникает в души, коль судьба нашей цивилизации такая противоречивая, – рассуждает Алексей Архипович.
Куда отправится выставка «Земная и космическая живопись» после белорусской столицы, Алексей Архипович еще не решил, хотя уже 3 мая она закрывается. Правда, в Национальном художественном музее надеются, что Леонов не нарушит неписаного правила минской художественной галереи. Обычно современные мастера кисти и мольберта после экспонирования преподносят в дар музею одно из своих произведений на память.
Виктор КОРБУТ