Никита Михалков: Герой современного кино сейчас на Донбассе
Московский кинофестиваль ничего не потерял из-за отсутствия гостей из Европы
Фото: Сергей КИСЕЛЕВ/Агентство городских новостей «Москва»
НА ВЕРШИНЕ ОЛИМПА
Церемония открытия ММКФ, по традиции, прошла в театре «Россия». В день открытия сияло солнце и стояла африканская жара, а фестиваль проводили в темных тонах. Всех гостей обязали одеться в черное. Но актер, звезда комедийных сериалов Денис Косяков появился на красной дорожке в… килте! «Видимо, еще и на «Спасскую башню» хочет успеть», - посмеивались окружающие. Фестиваль открывался в тот же день и час, что и ММКФ. Но возмутитель спокойствия сообщил, что выбрал такой наряд, потому что жарко.
Радовали жизнелюбием на красной дорожке режиссер Светлана Дружинина и ее супруг-кинооператор Анатолий Мукасей. Они рассказали, что вскоре выпустят премьеру - четвертых «Гардемаринов».
На «вершине Олимпа», у входа в кинотеатр, по многолетней традиции, встречали хозяева фестиваля - супруги Михалковы.
Министр культуры России Ольга Любимова объявила минуту молчания по трагически погибшей неделю назад журналистке, дочери философа Дарье Дугиной. Затем показали ролик с фильмами Андрея Тарковского, девяностолетие которого отмечают в этом году.
ЗИМОЙ ОКНО ЗАМЕРЗЛО, ВЕСНОЙ - ОТТАЯЛО
Раньше гостей из Европы было пруд пруди, а в этот раз как ветром сдуло. Нет в основном конкурсе и европейских фильмов. А в марте Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров приостановила аккредитацию ММКФ.
- Там сказано - «заморозили», - заявил на брифинге бессменный президент кинофестиваля Никита Михалков. - Ой-ей-ей, заморозили! Зимой окно замерзло, весной оттаяло. И чего? Вас, журналистов и гостей, программ, фильмов тут стало меньше? Фестиваль что-то потерял? Вот если бы приостановка лицензии, или как там она называется, повлияла бы на то, чтобы мы не имеем права проводить международный фестиваль, санкция была бы жестокая. Но кто-то делает вывод, что всё: мы перестали быть уважаемыми. Качество фестиваля определяется картинами, а организация - командой. Остальное не имеет значения. Мы будем находить новых друзей из тех, кто приедет.
Из-за того, что ситуация в киноиндустрии, как и во всем мире, меняется, речь зашла о герое в современном российском кино. Каким он станет?
- В наше время он - на Донбассе, - уверен Михалков. - Это тот человек, который живет, зная, за что может умереть. На Донбассе рождается новая элита, герои. Там вообще появляется на свет новый мир. И новое общество. Проблема заключается в том, что, к сожалению, не все понимают, что это всерьез и надолго. Многие считают, что как-то рассосется и будет так, как было. Но так уже не будет никогда.
С НИМ ХОТЬ В РАЗВЕДКУ
Спецприз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского «Верю. Константин Станиславский» вручили Константину Хабенскому. Цепь с образом Георгия Победоносца передал актеру председатель жюри киносмотра Евгений Миронов.
- Мой товарищ, представитель выдающейся питерской школы, серьезно занимается актерской профессией, у него много наград, но этого оказалось мало, и он поехал по городам и селам, - рассказал Миронов. - И стал заниматься с молодыми ребятами. Так образовалось движение «Оперение», где дети учатся быть открытыми миру. С недавних пор возглавил серьезный театр, и ему поверили. К сожалению, мы только один раз встретились на съемочной площадке. Но, знаете, есть поговорка: «С ним хоть в разведку». А можно и в космос полететь.
Хабенский смутился, но награде был рад:
- Я понимаю, какие люди стояли на сцене Московского международного кинофестиваля, и мне приятно находиться в этом списке, но и крайне неудобно за сложившуюся ситуацию перед друзьями, товарищами, коллегами. Приму приз как аванс за будущий вклад в кинематограф, так как продолжаю служить в Московском Художественном театре, который проповедует слово «Верю».
Открылся фестиваль лентой «Сердце Пармы» по роману уральского писателя Алексея Иванова, где Миронов сыграл главную роль. Это история противостояния двух миров: Великого княжества Московского и уральской Пармы - древних земель, населенных язычниками. И на фоне конфликта цивилизаций вспыхивает чувство. Русский князь Михаил влюбляется в юную ведьму Тиче, которая умеет превращаться в рысь. Персонаж актера епископ Иона пытается донести до язычников слово Божие.
- Ощущение, будто так давно работаю в кино, что все думают, я уже умер, а когда вспоминают, приглашают на роль старцев, - пошутил актер. - Я, конечно, согласился, потому что XV век, историческое кино, прекрасный режиссер. Мой герой - святой старец Иона, который приехал в Парму. Я получил большое удовольствие, кроме одного: наклеивать бороду в мороз минус тридцать было не очень приятно.
Закроется ММКФ «Решением уйти» южнокорейского режиссера Пак Чхан-ука.
АФИША
ПАПА НЕ ПРИДЕТ
На ММКФ привезли 245 фильмов больше чем из 45 стран.
В основном конкурсе тринадцать картин. Во главе жюри - актер и худрук Театра Наций Евгений Миронов. Вместе с ним судят фильмы продюсер и маркетолог из ЮАР Танди Дэвис, оператор и режиссер Гайк Киракосян, российский постановщик Андрей Кравчук, иранский кинематографист Расул Садрамели.
Новинка - конкурс «Русские премьеры». И тут свое жюри. Председатель - режиссер Иван Твердовский-младший, помогают ему коллега Сергей Урсуляк и продюсер Петр Ануров.
В числе короткометражек - две картины продюсера «КП-ТВ» Ждана Тихонова. «Бред» - о высокопоставленном чиновнике Иване Алексеевиче. Он умирает, попадает в дом детства и встречает там персонажа, похожего на ангела. Тот помогает усопшему взглянуть на жизнь под другим углом и оценить свои поступки. Другая короткометражка «Папа» - о семье, которая готовится к встрече Нового года. Мама с сыном нарядили елку и в последний момент узнают о том, что папа не придет.
МАСТЕРА СИНЕОКОЙ
ИЗ БАСКЕТБОЛИСТОВ В РЕЖИССЕРЫ
Вне конкурса показали документальную картину «Афган. Грани войны».
Зрители увидели трагедию глазами командармов 40-й армии, и подвиг семи полководцев. Один - генерал-полковник Борис Громов. В 1989 году он руководил выводом войск из Афганистана. Фильм показали на символичной площадке - в кинотеатре «Поклонка», который находится в Музее Победы.
Снял ленту уроженец Минска Егор Климович. Он не только режиссер, но еще и актер. Снялся в «Движении вверх» где играл советского баскетболиста Александра Болошева. На роль Климовича утвердили неспроста. Он профессиональный баскетболист. Играл в Беларуси и даже получал предложение от команды из Австрии. Карьеру не продолжил, потому что дважды ломал ногу.
После того как снялся в «Движении вверх», переехал в Лос-Анджелес и работал над ремейком картины «Белые не умеют прыгать».