Вечно живая душа
Как отмечают юбилей классика в Беларуси Белорусы любят Гоголя. Он и сам легко узнаваем благодаря известным портретам. Легко узнаваемы и его герои – оглянитесь по сторонам. Оглянитесь, улыбнитесь, вспомните добрым словом Николая Васильевича.
Белорусы любят Гоголя. Он и сам легко узнаваем благодаря известным портретам. Легко узнаваемы и его герои – оглянитесь по сторонам. Оглянитесь, улыбнитесь, вспомните добрым словом Николая Васильевича. В один из весенних дней вдоль центрального проспекта белорусской столицы прогуливались два необычных человека, которые не могли не привлечь к себе внимание прохожих. То они что-то увлеченно рассказывали друг другу, спорили, активно жестикулируя, то просто шли молча. Всякий раз, когда мимо проходили женщины, эти двое непременно снимали шляпы и отвешивали легкий поклон в их сторону. В лицах и костюмах джентльменов угадывались классики русской литературы – Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь.
Видимо, организаторы сего действа попытались «реконструировать» тот самый момент, когда Пушкин подсказывает своему коллеге сюжет будущего «Ревизора» или «Мертвых душ». Именно таким образом одна из минских книжных студий решила отпраздновать свое открытие.
Классик практически не сходит со сцены белорусских театров. Сегодня, например, спектакль «Чичиков» идет в любимом белорусами и гостями столицы Национальном академическом театре им. Я. Купалы. Именно этот спектакль получил высокую оценку на втором Международном фестивале национальных театров стран Европы в Москве.
По мнению критиков и зрителей, Раевский понял «Мертвые души» очень точно. Оттолкнувшись от личности и биографии самого Гоголя, режиссер при помощи актеров создал образ «первого предпринимателя западного типа», человека, который делает деньги не столько из традиционного российского «воровского инстинкта», сколько в надежде на нормальное будущее страны. Его способ заработать деньги – игра на несовершенстве несовершенного законодательства. Но даже Чичиков не смог предугадать, что тупость законодательства – лишь следствие несоизмеримо большей тупости чиновников, которые это законодательство сочиняют, но не исполняют. Чичикова с блеском играют молодые и перспективные белорусские актеры Олег Гарбуз и Дмитрий Есиневич. А еще этот спектакль – одна из лучших сценографических работ Бориса Герлована. Огромное кривое зеркало – точный и впечатляющий образ искажения нашего сознания. Своеобразный гигантский телевизор, в котором зрители видят перекошенные от рвения морды чиновников и собственные растерянные лица…
А вот почувствовать мастера благодаря его вещам помогла Национальная библиотека Беларуси, подготовив своим читателям сюрприз – экспозицию из 500 уникальнейших документов. Литературные гурманы получили редкую возможность полистать книги, которые были выпущены еще при жизни классика. Среди них, например, «Сочинения» с авторским предисловием, отпечатанные в петербургской типографии Бородина и Ко в 1842 году. Книга с обязательной для того времени пометкой о том, что контрольный экземпляр данного издания прошел цензуру.
Лично мое внимание притянуло подарочное издание большого формата одного из самых известных петербургских книгоиздателей и книготорговцев Адольфа Маркса – иллюстрированная повесть «Похождения Чичикова, или Мертвые души», выпущенная в 1900 году. Особенность ее заключается в том, что эта книга с портретом Гоголя, выгравированным на стали. Кроме того, в ней есть 10 гелиогравюр и 355 иллюстраций таких художников, как Андреев, Бажин, Казачинский, и многих других. Примечательно, что «Мертвые души» представлены на выставке на нескольких языках.
Есть книга и с автографом Гоголя. Это издание конца XVIII века рассказывает об истории Древней Руси. Книга, которая вышла в Париже, долгое время находилась в домашней библиотеке Николая Васильевича.
О влиянии Гоголя на умы и души читателей можно рассуждать часами, можно слушать мнения о бессмертных произведениях и наблюдать за их прочтением на сцене, но лучше – взять и перечитать их самому. Именно таким образом я и решил отметить день рождения мастера, купив на книжной ярмарке его «Вечера на хуторе близ Диканьки». А еще захотелось поставить свечку в храме и помолиться за душу этого верующего человека – вечно живую душу.
Алексей ВАЙТКУН