Вкусен ли «мармалад»...
Москва приглашает на «Гоголевский бульвар» Как-то молодой Гоголь, живя в Петербурге, написал Пушкину краткое письмо: «Если вы будете в нашей стороне и станете проходить мимо Малой Морской, то будьте великодушны и загляните ко мне страдающему и телом и духом. Я имею вам кое-что сказать». Сегодня в Государственном музее А.С. Пушкина проходит юбилейная выставка «Гоголевский бульвар: художественный мир Н.В. Гоголя в документальных памятниках XIX-XX веков».
Как-то молодой Гоголь, живя в Петербурге, написал Пушкину краткое письмо: «Если вы будете в нашей стороне и станете проходить мимо Малой Морской, то будьте великодушны и загляните ко мне страдающему и телом и духом. Я имею вам кое-что сказать». Сегодня в Государственном музее А.С. Пушкина проходит юбилейная выставка «Гоголевский бульвар: художественный мир Н.В. Гоголя в документальных памятниках XIX-XX веков». Пречистенский бульвар, который к 125-летию писателя переименовали в Гоголевский, был любимым местом прогулок автора «Ревизора».
Музей Пушкина совместно с Российским государственным архивом литературы и искусства связали нынешнюю дату со 100-летием Гоголя. Тогда приходившим на гоголевские торжества вручали флажок с портретом писателя – его репринт дарили и на нынешней выставке. 100-летие праздновали на широкую ногу: не только памятник великому писателю установили, но и утешались «конфектами «Коробочка»» и «мармаладом «Городничий», фантики от которых также увидите в экспозиции.
Устроители выставки сегодня дают высказаться самому неразгаданному русскому писателю. Бесценные автографы – письма Гоголя как они есть, с помарками и даже кляксами, фрагменты рукописей, рисунки, портреты, иллюстрации – многие из экспонатов впервые покинули архивные недра ради их публичного обозрения. Не обошлось без сюрприза: Национальная библиотека Украины им. Вернадского представила на выставку свидетельство о рождении и крещении Н.В. Гоголя, из которого следует, что Николай Гоголь-Яновский родился в местечке Сорочинцы Малороссийской Полтавской губернии 20 марта 1810 года, а не 1809-го, как принято считать. Что это – ошибка писавшего или что-то еще – разбираться специалистам. Но в очередной раз пришлось убедиться: где Гоголь, там загадка.
Письма Николая Васильевича шли к адресатам отовсюду: из Петербурга – к матери и сестрам в Малороссию, из Рима, Неаполя и Венеции – к друзьям в Москву и Петербург. В них – его необъятная личность. «Я живу около года в чужой земле, вижу прекрасные небеса, мир, богатый искусствами и человеком. Но разве перо мое принялось описывать предметы, могущие поразить всякого? Ни одной строки не мог посвятить я чуждому. Непреодолимою цепью прикован я к своему, и наш бедный, неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я лучшим небесам, приветливее глядевшим на меня», – писал Гоголь М.П. Погодину в 1837 году из Рима. Вечный город впоследствии станет для писателя второй родиной. В общей сложности 12 из 42 лет своей жизни провел Гоголь за границей. Там создавались первый том «Мертвых душ», «Шинель».
Эпистолярное общение с окружением вылилось в отдельное произведение «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где мощно прозвучал голос Гоголя-проповедника, на который отозвался целый хор несогласных друзей и критиков. Гоголь был уверен в особом предназначении: «Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу. Создал меня Бог и не скрыл от меня назначенья моего… Дело мое – душа и прочное дело жизни».
Митрополит Филарет (Дроздов) познакомился с книгой «Выбранные места из переписки с друзьями» и оставил следующий отзыв: «... Хотя Гоголь во многом заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению».
Некоторые мысли Гоголя разобраны на афоризмы: «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот – лень, или, лучше сказать, болезненное усыпление, одолевающее русского. Много мыслей, не сопровождаемых воплощением, уже у нас погибло бесплодно. Помните вечно, что всякая втуне потраченная минута здесь неумолимо спросится там, и лучше не родиться, чем побледнеть перед этим страшным упреком» (К.С. Аксакову, Рим, 1841 г.).
Важную часть выставки занимают мемории. В реконструированном кабинете историка и литератора Погодина – подлинная мебель, музейщики укажут вам на кресло с резными ножками, в котором любил сидеть Николай Васильевич. В витрине напротив – кожаный портфель Гоголя. Именно в нем хранился последний вариант второго тома «Мертвых душ» до того, как был отправлен автором в камин. В экспозиции можно найти страницу текста со следами механического повреждения: Гоголь свои рукописи не только жег, но и рвал, говорят архивисты.
Из письма-автографа к «высокорослому и аппетитному для дам Соболевскому» можно узнать, как на премьеру «Ревизора» в Александринском театре не достало ложи на вдову и детей Карамзина. «Если им угодно на второе представление, на котором будет и царская фамилия, то я приготовлю билеты», – волнуется Гоголь. И в Александринке, и в Малом театре спектакль шел с 1836 по 1886 год, пятьдесят лет не сходя со сцены. Это обстоятельство подчеркивают представленные на выставке афиши. За экземпляр «Ревизора», подаренный государю Николаю Павловичу, Гоголь был пожалован бриллиантовым перстнем.
В 1848 году Гоголь совершил давно чаемое паломничество в Святую Землю. «Государь был так милостив ко мне и еще месяц тому назад, узнавши о моем путешествии, мной предпринимаемом, …дал приказание канцлеру написать во все посольства, миссии и начальства тех земель на Востоке, где ни буду проходить, оказывать мне особое покровительство», – писал он А.П. Толстому из Неаполя.
Вторая крупнейшая часть экспозиции посвящена Гоголиане в музыке, живописи, театре, кинематографе. Украшением этого раздела стали шесть иллюстраций Марка Шагала к поэме «Мертвые души», выполненных в 1920-х годах и предоставленных Третьяковской галереей. Посетителей также ждут эскизы костюмов
М. Добужинского к «Ревизору», книжные иллюстрации Э. Лилье, Кукрыниксов, К. Соколова,
И. Грабаря, реквизиты театральных и кинопостановок из фондов Большого и Малого театров, киностудии «Мосфильм».
Гоголевские экспозиции можно увидеть: в Историческом музее – выставка «Россия Н.В. Гоголя»; в Литературном музее – выставки «Лики Гоголя» и «Художники – Гоголю»; в Галерее на Солянке – выставка «Николай Гоголь: Нужно любить Россию». Библиотеки ЦАО Москвы на материалах своих фондов расскажут о жизни и творчестве великого писателя.
Ирина СТОВБЫРА