Авторский слой
Шедевры русской иконописи в Музее на Волхонке 100-летию художественного открытия русской иконы посвящена выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Она включает более 100 произведений из 23 личных коллекций.
100-летию художественного открытия русской иконы посвящена выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Она включает более 100 произведений из 23 личных коллекций. «Открытием XX века» назвал древнерусскую икону известный искусствовед В.Н. Лазарев. Иконы были предметом церковного почитания, но не рассматривались как произведения искусства. Дело в том, что начиная с XVII века процесс обмирщения постепенно находил отражение в иконописании. Древние образы подвергались «поновлению»: поверх них писалось другое изображение, отвечавшее вкусам современников. Лики то и дело покрывали олифой: на некоторое время краски оживали, но затем она неизбежно превращалась в темную пленку.
В начале прошлого века по инициативе собирателей С.П. Рябушинского и И.С. Остроухова иконы одна за другой стали освобождаться от вековых наслоений олифы и поздних записей. Раскрывался авторский слой. Изумленные современники оказались свидетелями второго рождения древнерусской иконы.
В 1905 году вышел Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», накануне Пасхи были распечатаны алтари старообрядческих храмов. Рябушинский, который был старообрядцем, получил возможность открыто собирать иконы старого письма. В своем особняке он устроил первую реставрационную мастерскую, где «раскрывались» иконы. Последовавший его примеру Остроухов также в собственном доме открыл реставрационную мастерскую, а в 1909 году – первый частный музей русской иконы. Первая выставка раскрытых русских икон состоялась в 1913 году по инициативе Рябушинского в честь 300-летия Дома Романовых.
Всем этим событиям и посвятили нынешнюю выставку в ГМИИ. Большая часть икон ранее нигде не выставлялись, зато ряд других участвовали в знаменитой выставке икон из частных собраний 1974 года, проходившей в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева по инициативе С. Ямщикова. Известный реставратор до сих пор не перестает удивляться, как разрешили выставку личных собраний в 1974 году, «ведь тогда коллекционер для советской власти и прессы был синонимом грабителя, человека нечестного». Но люди помогали, говорит он, «и прежде всего Бог помог».
Экспозиция готовилась в течение года. Были отобраны самые лучшие памятники. Как говорят организаторы, «каждая икона заслуживает отдельной повести». Своеобразным символом выставки стала икона «Рождество Богородицы» (XVI в., Тверь, см. фото) из собрания А.С. Вронского. Образ, вывезенный из Вологодской области в 1960-х и раскрытый в 1970 году, участвовал в выставке 1974 года. Тогда он принадлежал отцу нынешнего владельца – кинооператору Сергею Вронскому, снявшему фильмы «Метель», «Братья Карамазовы», «Осенний марафон».
Мы созданы по образу и подобию Божию. Но нет двух одинаковых людей. Также и иконы канонического письма удивляют разнообразием даже в рамках одного извода, говорит куратор выставки Алина Логинова. Она сравнивает подготовку такой экспозиции с написанием симфонии.
Ирина СТОВБЫРА