Белорусская «Перепёлочка»
В Музее им. А.А. Бахрушина прошел вечер, посвященный 105-летию народной артистки СССР Ларисы Александровской Лариса Александровская стояла у истоков зарождения Белорусского театра оперы и балета. Родом Александровская из Беларуси, но фамилию получила в России, ее дедушка был священником. Во время Первой мировой войны жила с родителями в Ленинграде, а после их развода переехала в Минск. К этому времени было очевидно, что девочка увлечена музыкой. Азартно осваивала азы игры на гитаре и на стареньком пианино. Часами не отходила от граммофона – там пели Варя Панина, Надежда Плевицкая и ее обожаемый Федор Шаляпин.
Лариса Александровская стояла у истоков зарождения Белорусского театра оперы и балета. Родом Александровская из Беларуси, но фамилию получила в России, ее дедушка был священником. Во время Первой мировой войны жила с родителями в Ленинграде, а после их развода переехала в Минск. К этому времени было очевидно, что девочка увлечена музыкой. Азартно осваивала азы игры на гитаре и на стареньком пианино. Часами не отходила от граммофона – там пели Варя Панина, Надежда Плевицкая и ее обожаемый Федор Шаляпин. В Минске Лариса начала петь в церковном хоре, потом попала еще и в музыкальный театр, и вскоре отдала ему предпочтение. В начале 20-х годов работу в театре совмещала со службой на пехотных курсах, получила военный билет с пометкой «годен» и была назначена секретарем военкома. Так и жила – днем проводила собрания в деревнях, одолевая по 20-30 километров верхом, а вечером пела в театре. В 1928 году окончила Минский музыкальный техникум и вскоре блеснула в опере «Фауст» в Белорусской студии для молодых вокалистов – в партии Маргариты на белорусском языке. С группой артистов приняла участие во Всесоюзном фестивале в Москве.
А в 1933 году, когда в Минске был открыт Театр оперы и балета, все первые партии были ее – Кармен, шолоховская Аксинья, пушкинская Татьяна. Лариса Александровская завоевала любовь зрителей и стала кумиром своей эпохи. Ее называли «белорусским соловьем», «белорусской Неждановой», на стихи лучших белорусских поэтов – Якуба Коласа и Янки Купалы – для нее писались песни. В 1940 году Александровская приняла участие в первой декаде белорусского искусства в Москве. Этот сезон – 1940-1941 годов – был одним из лучших театральных сезонов в довоенном Минске. И Лариса Александровская окончательно утвердилась в статусе гранд-дамы белорусской оперы.
В июне 1941 года певица пережила самые страшные дни в своей жизни. Трехкратная бомбежка Минска 47 немецкими самолетами в ночь на 22 июня совпала с операцией аппендицита, которую перенес сын Ларисы Помпеевны – Игорь. Мать и сын чудом уцелели. Чудом добрались до Москвы. Вот только мужа, который ушел на фронт, певица долго не могла разыскать. Для артистки начались выступления перед солдатами на фронтах. Часто выступала она в одних бригадах с артистами МХАТа и среди прочих песен исполняла белорусскую народную песню «Перепёлочка». Однажды после концерта летчик признался ей, что смог посадить подбитый самолет благодаря нежной ее «Перепёлочке», звучавшей из репродуктора. Песня придавала ему сил. Неслучайно голос Ларисы Александровской ассоциировался у зрителей прежде всего с этой песней.
Более десяти лет артистка пела на сцене Белорусского театра оперы и балета. А в 1954 году, в возрасте 50 лет, не побоялась поступить на режиссерский факультет ГИТИСа. И став художественным руководителем театра, поставила около 15 спектаклей. Работала очень продуктивно, выдавала обычно по две премьеры в сезон. Опера «Аида» до сих пор идет в ее версии.
Современники восхищались голосом «белорусского соловья». В знак признательности Иван Козловский, будучи проездом в Минске, передал для певицы букет красных гвоздик. К великому сожалению, случилось это за день до ее кончины. Ларису Александровскую помнят и в России, и в Беларуси. В Минске, в Национальном музее Беларуси хранится коллекция даров, преподнесенных певице благодарными почитателями ее таланта.
Вечер, который вела лауреат международного конкурса «Хранители наследия России», молодая артистка Московской филармонии Мария Некалина, был построен так, что в ткань повествования по мемуарам певицы вкрапливались выступления певцов. Лауреаты международных конкурсов Юлия Бычкова, Мария Мохова, Виктория Микулина, солистка Большого театра, заслуженная артистка России Галина Давыдова исполняли русские народные песни, романсы Чайковского, Булахова, Балакирева из репертуара певицы. В концерте приняли участие вокалист Сергей Наседкин, пианист Иван Ялынский, аккордеонист Алексей Асеев. Мария Некалина исполнила «Одинокую гармонь» Мокроусова и две белорусские песни. Но самое главное – прозвучали уникальные записи Ларисы Александровской из коллекции Театрального музея, и прежде всего – «Перепёлочка».
Председатель студенческого белорусского землячества в МГИМО Георгий Плащинский сказал, как много значат подобные вечера для белорусов, живущих в Москве. «И если в будущем, став дипломатами, мы будем наводить мосты между народами, то сейчас именно такие мероприятия помогают нам сохранять собственную культуру, а также укреплять связи между Россией и Беларусью. Не знаю, кому как, а у меня на таких вечерах возникает ощущение, что я дома».
Вера ДЕМИДОВА