САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«От штудии к арт-объекту»

Экспериментальная экспозиция посвящена 10-летию Московского музея современного искусства «Ну, словом «штудия» нас не удивишь, «мы все учились понемногу», и если даже не в художественном вузе, все равно хорошо представляем себе начинающего художника, штудирующего натуру. Натюрморты из цветов и фруктов, из геометрических фигур, всевозможные композиции и, конечно, обнаженные натурщицы – как иначе научишься изображать человеческое тело?!» Примерно так мог рассуждать искушенный зритель, отправляясь в Музей современного искусства на новую выставку.

Экспериментальная экспозиция посвящена 10-летию Московского музея современного искусства

«Ну, словом «штудия» нас не удивишь, «мы все учились понемногу», и если даже не в художественном вузе, все равно хорошо представляем себе начинающего художника, штудирующего натуру. Натюрморты из цветов и фруктов, из геометрических фигур, всевозможные композиции и, конечно, обнаженные натурщицы – как иначе научишься изображать человеческое тело?!» Примерно так мог рассуждать искушенный зритель, отправляясь в Музей современного искусства на новую выставку. А удивительного на самом деле в грандиозном проекте Анны Арутюнян и Бориса Бернаскони много. Весь второй этаж музея на Петровке, 25 (1000 кв. метров) отдан под экспозицию, которая буквально окунает вас в живой, пульсирующий мир искусства XX-XXI веков. Вы увидите около 300 работ из фондов музея, выполненных как в технике традиционной живописи, графики, скульптуры, так и инсталляций, фотографий, кинетических объектов. И художники, только вслушайтесь, от Ильи Машкова, Дмитрия Жилинского, Натальи Нестеровой до Константина Звездочетова и Олега Кулика. Очень широкий спектр.
Экспозиция задумана как интеллектуальное путешествие, маршрут которого четко определен организаторами. Вначале вы попадаете в раздел «Канон». Этюды, те самые штудии головы, «согнутой руки в драпировке», а также академическая живопись, предоставленные
МГАХИ им. В.И. Сурикова и НИИ Российской академии художеств. Затем вы пройдете по разделу «Натура», в котором внимательный зритель останется надолго, потому что увидит, как по-разному может художник изучать природу и интерпретировать ее в разных жанрах. Рядом с натюрмортами Михаила Ларионова, Мая Митурича-Хлебникова, Ивана Лубенникова вас остановит грандиозная инсталляция Бориса Мессерера «Реквием по Веничке»… На стеллаже – керосиновая лампа, старая картина, огромные колбы для химических опытов, бутылки и бутылочки и – целые ряды поминальных свечей. Эти предметы так точно выхвачены из повседневной жизни, что лучшего «Посвящения Венедикту Ерофееву» и не придумаешь.
Экспозиция неназойливо учит зрителя понимать абстрактное искусство, неслучайно рядом с реалистическими натюрмортами и пейзажами, а также обнаженными фигурами в подразделах «Лица», «Автопортрет», «Купальщицы» увидите работы, на которых в роли предметов окажутся чистые формы – плоскости, линии, цветовые пятна.
Но подлинный взрыв эмоций ожидает вас в шести небольших залах раздела «Метаморфозы», в которых наглядно показаны основные черты штудий. Собственно, то, из чего или с помощью чего рождается современное искусство. «Гиперреальность» – на вас со всех сторон надвигаются «крупные планы» цветов, лиц, домов, и вы словно ощущаете дыхание агрессии. Камертон жизни в современном мире. Экспонаты зала «Геометрия формы» переносят в мир кубистических замыслов художников и супрематических игр. В «Механике движения» рядом с красивой картиной Натальи Нестеровой «Игра на море» интерактивная инсталляция «КоМутация». Вот где раздолье любителям: втыкаешь штекер в гнездо – и фигура на экране начинает трансформироваться почище, чем в комнате кривых зеркал или в фильме ужасов (см. фото).
Зал «Репетиция», где демонстрируют тиражирование одного мотива, напомнит монтажную киностудии или типографию, выдающую тиражи газет, а в следующем – под названием «Классика!» – вы поймете самое главное. «Все, что художник может почерпнуть, припадая к истокам, вписывается в постмодернистские приемы, – прокомментировала экспозицию куратор Анна Арутюнян. – Главное – понять, откуда зачерпнуть». Внимание всех в этом зале привлекает одухотворенная инсталляция Айдан Салаховой «Саспенс» («Тревожное ожидание»). На картину с изображением беременной женщины, положившей руки себе на живот, направлен видеопроектор. Впечатление удивительное – фигура оживает, и женщина начинает поглаживать свой живот.
После осмотра выставки чувствуешь себя, как после пары лекций по философии. Небольшой релакс, правда, получаете, совершая перебежку от залов «Канона» и «Натуры» к «Метаморфозам» по коридору, увешанному длинными полосками бумаги с изречениями великих людей и с предложением – «Возьми с собой!». Дергаешь слегка за ленточку – и бумажный рулончик твой. Признаюсь, что я «надергала» Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Пауля Клее. Но в свой блокнот переписала мысль бессмертного Шарля Бодлера. «Всякий урок прекрасного – поединок, где художник испускает вопль ужаса перед тем, как упасть побежденным». Не совсем про нашу жизнь, но как точно. Как цепляет, даже если ты не художник…

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также