«От штудии к арт-объекту»
Экспериментальная экспозиция посвящена 10-летию Московского музея современного искусства «Ну, словом «штудия» нас не удивишь, «мы все учились понемногу», и если даже не в художественном вузе, все равно хорошо представляем себе начинающего художника, штудирующего натуру. Натюрморты из цветов и фруктов, из геометрических фигур, всевозможные композиции и, конечно, обнаженные натурщицы – как иначе научишься изображать человеческое тело?!» Примерно так мог рассуждать искушенный зритель, отправляясь в Музей современного искусства на новую выставку.
«Ну, словом «штудия» нас не удивишь, «мы все учились понемногу», и если даже не в художественном вузе, все равно хорошо представляем себе начинающего художника, штудирующего натуру. Натюрморты из цветов и фруктов, из геометрических фигур, всевозможные композиции и, конечно, обнаженные натурщицы – как иначе научишься изображать человеческое тело?!» Примерно так мог рассуждать искушенный зритель, отправляясь в Музей современного искусства на новую выставку. А удивительного на самом деле в грандиозном проекте Анны Арутюнян и Бориса Бернаскони много. Весь второй этаж музея на Петровке, 25 (1000 кв. метров) отдан под экспозицию, которая буквально окунает вас в живой, пульсирующий мир искусства XX-XXI веков. Вы увидите около 300 работ из фондов музея, выполненных как в технике традиционной живописи, графики, скульптуры, так и инсталляций, фотографий, кинетических объектов. И художники, только вслушайтесь, от Ильи Машкова, Дмитрия Жилинского, Натальи Нестеровой до Константина Звездочетова и Олега Кулика. Очень широкий спектр.
Экспозиция задумана как интеллектуальное путешествие, маршрут которого четко определен организаторами. Вначале вы попадаете в раздел «Канон». Этюды, те самые штудии головы, «согнутой руки в драпировке», а также академическая живопись, предоставленные
МГАХИ им. В.И. Сурикова и НИИ Российской академии художеств. Затем вы пройдете по разделу «Натура», в котором внимательный зритель останется надолго, потому что увидит, как по-разному может художник изучать природу и интерпретировать ее в разных жанрах. Рядом с натюрмортами Михаила Ларионова, Мая Митурича-Хлебникова, Ивана Лубенникова вас остановит грандиозная инсталляция Бориса Мессерера «Реквием по Веничке»… На стеллаже – керосиновая лампа, старая картина, огромные колбы для химических опытов, бутылки и бутылочки и – целые ряды поминальных свечей. Эти предметы так точно выхвачены из повседневной жизни, что лучшего «Посвящения Венедикту Ерофееву» и не придумаешь.
Экспозиция неназойливо учит зрителя понимать абстрактное искусство, неслучайно рядом с реалистическими натюрмортами и пейзажами, а также обнаженными фигурами в подразделах «Лица», «Автопортрет», «Купальщицы» увидите работы, на которых в роли предметов окажутся чистые формы – плоскости, линии, цветовые пятна.
Но подлинный взрыв эмоций ожидает вас в шести небольших залах раздела «Метаморфозы», в которых наглядно показаны основные черты штудий. Собственно, то, из чего или с помощью чего рождается современное искусство. «Гиперреальность» – на вас со всех сторон надвигаются «крупные планы» цветов, лиц, домов, и вы словно ощущаете дыхание агрессии. Камертон жизни в современном мире. Экспонаты зала «Геометрия формы» переносят в мир кубистических замыслов художников и супрематических игр. В «Механике движения» рядом с красивой картиной Натальи Нестеровой «Игра на море» интерактивная инсталляция «КоМутация». Вот где раздолье любителям: втыкаешь штекер в гнездо – и фигура на экране начинает трансформироваться почище, чем в комнате кривых зеркал или в фильме ужасов (см. фото).
Зал «Репетиция», где демонстрируют тиражирование одного мотива, напомнит монтажную киностудии или типографию, выдающую тиражи газет, а в следующем – под названием «Классика!» – вы поймете самое главное. «Все, что художник может почерпнуть, припадая к истокам, вписывается в постмодернистские приемы, – прокомментировала экспозицию куратор Анна Арутюнян. – Главное – понять, откуда зачерпнуть». Внимание всех в этом зале привлекает одухотворенная инсталляция Айдан Салаховой «Саспенс» («Тревожное ожидание»). На картину с изображением беременной женщины, положившей руки себе на живот, направлен видеопроектор. Впечатление удивительное – фигура оживает, и женщина начинает поглаживать свой живот.
После осмотра выставки чувствуешь себя, как после пары лекций по философии. Небольшой релакс, правда, получаете, совершая перебежку от залов «Канона» и «Натуры» к «Метаморфозам» по коридору, увешанному длинными полосками бумаги с изречениями великих людей и с предложением – «Возьми с собой!». Дергаешь слегка за ленточку – и бумажный рулончик твой. Признаюсь, что я «надергала» Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Пауля Клее. Но в свой блокнот переписала мысль бессмертного Шарля Бодлера. «Всякий урок прекрасного – поединок, где художник испускает вопль ужаса перед тем, как упасть побежденным». Не совсем про нашу жизнь, но как точно. Как цепляет, даже если ты не художник…
Нина КАТАЕВА