Дедушка русского абсурда
Пьеса Ивана Крылова «Царевна Подщипа» в театре «Сфера» Памятник великому баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду выглядит идиллически. Добрый дедушка уютно расположился в кресле и, кажется, размышляет с мудрой и назидательной улыбкой о непреложных законах бытия. На постаменте – герои знаменитых басен. Говорят, при жизни Иван Андреевич также любил культивировать образ увальня, лентяя, обжоры – безобидного, в общем, человека.
Памятник великому баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду выглядит идиллически. Добрый дедушка уютно расположился в кресле и, кажется, размышляет с мудрой и назидательной улыбкой о непреложных законах бытия. На постаменте – герои знаменитых басен. Говорят, при жизни Иван Андреевич также любил культивировать образ увальня, лентяя, обжоры – безобидного, в общем, человека. Так ему было легче оставаться свободным, скрываясь за маской.
Басни – только часть литературного наследия Ивана Крылова. Не многие знакомы с другими его произведениями – скажем, с пьесой «Царевна Подщипа». А ведь в ее абсурдном и безоглядном юморе многое предвещает Козьму Пруткова. Это – пьеса-шутка, и бесполезно искать в ней высший смысл или логику. Кажется, что это форменное хулиганство на сцене представить невозможно, однако театр «Сфера» решился.
Здесь как нельзя более ко двору пришлась круглая сцена, ибо пространство этой «шуто-трагедии» не может не напоминать цирковую арену. Это территория игры и свободы. Спектакль динамичен, в нем все подчинено полету расшалившейся фантазии, и в этом чувствуется почерк режиссера – Екатерины Еланской.
Роль Царевны Подщипы, следуя логике абсурда, исполняет молодой актер А. Пацевич. Понятно, что ни о каком психологизме в данном случае речь не идет, и все же актер с мягким юмором играет трогательную любовь Царевны к Князю Слюняю (П. Степанов). Впрочем, никого из актеров выделять не хочется, ибо все они составляют единый ансамбль: дурачатся со вкусом и удовольствием, непосредственно общаются с залом и ярко импровизируют.
Татьяна СЕМАШКО