Когда бабахает миф
«О русском рабстве, грязи и тюрьме народов» – так называется новая книга Владимира Мединского Развенчание мифов – занятие не очень благодарное. То, что человек старается очистить историю своей страны от разного рода наветов, а то и откровенно грязной лжи, замечательно. Но, согласитесь, патриот и так знает, что его страна самая лучшая, а народ – созидатель и труженик. А на гражданина, для которого Россия – всего лишь «страна проживания», такое развенчание и вовсе впечатления не произведет.
Развенчание мифов – занятие не очень благодарное. То, что человек старается очистить историю своей страны от разного рода наветов, а то и откровенно грязной лжи, замечательно. Но, согласитесь, патриот и так знает, что его страна самая лучшая, а народ – созидатель и труженик. А на гражданина, для которого Россия – всего лишь «страна проживания», такое развенчание и вовсе впечатления не произведет. Так что же, встанем в позу и не будем обращать на мифы внимание? И пусть корабль с обросшим ракушками днищем идет своим курсом. Нет, говорит Владимир Мединский, автор второй книги из серии «Мифы о России» – «О русском рабстве, грязи и тюрьме народов» («Олма Медиа Групп»), мифы отнюдь не пустяки. Они придуманы нашими врагами. «И подхваченные нами так, что мы сами становимся врагами самим себе. У нас заминированное сознание. Идеологическая мина, сидящая внутри тебя, опаснее любой бомбежки извне».
И ведь прав автор. Заложенные давным-давно мины бабахают через годы и даже через века. Стоит созреть условиям. Ослабло национальное самосознание: бабах – взрывается миф о русском рабстве, вытаскиваются из исторических недр приведенные в книге В. Мединского слова Н.Г. Чернышевского о России: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы». Как видим, в стране было немало доморощенных заклятых «друзей народа», убеждавших русских людей в их ничтожестве. А что совсем плохо – нелюбовь к России и русским пронесена через столетия и ярко проявилась в сущности характеров их нынешних последователей. «Стыдно признаваться в гражданстве РФ, – пишет, например, сегодня в своей статье, опубликованной не так давно на сайте Грани.ру, г-жа Новодворская. – У каждого культурного иноземца включается счетчик: Верхняя Вольта с ракетами, народ, отказавшийся от своей свободы и своего гимна, путинские холопы, две чеченские войны, геноцид, ксенофобия, скинхеды, завоеватели Грузии, друзья ХАМАСа, иранских аятолл и Ким Чен Ира, газовые шантажисты, реакционеры... Но не могу же я отрекаться от несчастной, забитой, жалкой в своем самомнении и ослеплении страны, нищей и духом (если говорить о большинстве), и материально, несмотря на все природные богатства».
Избавь нас Господь от подобного сочувствия. Невольно думаешь: ну зачем человек так страдает? Почему не может отречься от этой «жалкой» страны? Что его здесь держит? Отреклась бы, было бы лучше всем. Или вот ослабло, распадается государство, а некогда братские народы установили пограничные столбы там, где раньше были административные границы. Тогда, в 90-х годах прошлого века, рванул другой, долго хранившийся в идеологических тайниках миф: Россия – тюрьма народов. Очень уж кстати пришелся он разрушителям в тот драматический для нашей страны час. И неважно, что «тюрьмой» назвал Россию французский писатель и путешественник маркиз Астольф де Кюстин, живший в XVIII веке и толком не познавший Россию во время своей пробежки по ней. Походя бросил он на страницы своей книжонки такие слова. Но разве наших реформаторов волновала их достоверность? Как не волновала она и Владимира Ильича Ленина, повторившего этот лозунг и с его помощью уничтожившего Российскую державу. Для разрушения все средства хороши, кто знает, где и когда эта мина рванет еще.
А каким востребованным оказался рассматриваемый на страницах издания миф о русской угрозе! Уж эта мина – явно какого-то многоразового пользования. Стоит русским начать отстаивать на международной арене свои интересы, как тут же в их адрес потоком льются обвинения в исконной враждебности, агрессивности, в неумении и нежелании жить в мире и дружбе со своими соседями. Что интересно, приведению этой мины в боевое состояние способствуют не только за рубежом, но и – опять же прав автор – люди внутри государства. Отдельные российские СМИ только и занимаются поиском любых, даже самых малых подтверждений этого мифа.
А если в народе оказывается придавленным национальное достоинство и самоуважение, то со всех сторон сразу же лезут мифы о русской, скажем так, грязи, об отсутствии у русских приверженности демократическим ценностям. Эти черные сказки возникали, кажется, со дня сотворения русского государства. Уж очень многим нашим соседям кажется, что народы России незаслуженно занимают такую огромную богатую территорию. Было бы лучше, если бы занимали они. Но мы-то так, слава богу, не думаем, потому-то всяк, кто идет к нам с мечом в надежде урвать кусок от наших богатств, от меча и погибает.
Автор, как и в предыдущей книге своих исследований, о которой писала наша газета, пользуется приемом сравнительных характеристик. И эти сравнения явно не в пользу создателей мифов. Естественно, при этом он опирается не на принцип дискуссии, описанный в одном из анекдотов: когда на вопрос американца, какая зарплата у вашего инженера, советский человек гордо отвечает: «А у вас негров вешают».
Достоинство книги в том и состоит, что даже, казалось бы, по ничтожным бытовым фактам автором проводится глубокое исследование, не оставляющее места для сомнения в его выводах. Вместе с тем материал, привлеченный автором из трудов отечественных и зарубежных ученых, помогает читателю осмыслить отдельные исторические события, дает возможность почувствовать скрытую за временными пластами истину.
Язык книги – легкий, не отягощенный терминологией, я бы назвал его азартно-доказательным. Ему присуща публицистическая заостренность, вызывающая у читателя аллюзии с современностью. Хотя в целом содержание новой книги Мединского не ограничивается разговором в духе – «было или не было», «так было или не так». Книга способствует укреплению национального достоинства в русском человеке. В этом ее непреходящая ценность.
Георгий ДОБЫШ