«Великая Марлен: история звезды»
Международный арт-проект в Царицыне близится к завершению Устраивать выставки, посвященные великим людям, непросто. Требуется создать образ, особенно если речь идет о легенде мирового кино, законодательнице моды и великой певице – именно в этих ипостасях Марлен Дитрих завоевала мир. Устроителям выставки – музею-заповеднику «Царицыно», фонду «Германская фильмотека» и компании Fashion planet при поддержке Московского правительства – это удалось.
Устраивать выставки, посвященные великим людям, непросто. Требуется создать образ, особенно если речь идет о легенде мирового кино, законодательнице моды и великой певице – именно в этих ипостасях Марлен Дитрих завоевала мир. Устроителям выставки – музею-заповеднику «Царицыно», фонду «Германская фильмотека» и компании Fashion planet при поддержке Московского правительства – это удалось. Вы проходите через 19 залов, приглушенно освещенных, со множеством витрин, в которых демонстрируются предметы личного обихода актрисы, ее великолепные концертные наряды, в том числе лебяжье манто, всем известное по фотографиям, мужской фрак, в котором снималась она в фильме «Марокко», ее повседневная одежда и обувь. Всего демонстрируется 600 артефактов, и многие впервые, среди них – 100 винтажных фотографий, письма от знаменитостей, архивные документы. Каждого поразит багаж звезды – чемоданы-шкафы в человеческий рост, чемоданы для обуви с ячейками для 30 с лишним пар, чемоданы для шляп. Американская ассоциация дизайнеров наградила Марлен своим «Оскаром» – за достижения в области моды и стиля. А женщины всего мира должны благодарить звезду за внедрение брючного костюма в дамский гардероб. Похоже, и бикини, правда очень приблизительное, первой надела она…
Центром почти в каждом зале становится экран, на котором вы увидите и кинопробы Марлен к картине Джозефа фон Штеренберга «Голубой ангел», сделавшей ее знаменитой, и кадры из «Марокко» и «Шанхайского экспресса» того же режиссера уже в Голливуде, и кадры из «Нюрнбергского процесса» Стенли Крамера, и фрагменты концертов 50-70-х годов в разных странах мира. Постепенно у вас создастся впечатление, что находитесь в огромном кинотеатре со стереозвуком и вам с экранов со всех сторон улыбается Марлен Дитрих. Причем в платьях, костюмах и шляпках, которые вы с интересом рассмотрите через минуту в витринах.
Голливудские залы, конечно, самые интересные. Видишь, как Марлен с восторгом примеряла себя к голливудской стихии, чувствуя себя в ней как рыба в воде, как уверенно восходила к мировой славе. Именно в это время появились в ней отстраненность и холодность голливудской дивы, ломкость манер и роковой, как сквозь туман, взгляд. Экспонаты уникальны. Вот записки Ремарка – «тете Лене» и «Пуме»; вот посвящение Хемингуэя – «дорогой капусте»; вот письмо Марседес Акосты с упоминанием о «другой» – Грете Гарбо, как известно, конкурентке Марлен Дитрих на тот момент во многих отношениях. А вот удивительные фото с Жаном Габеном – одним из многочисленных любовников звезды...
Когда началась война, Марлен Дитрих произнесла слова, которыми защитила всех немцев-антифашистов: «Я чувствовала себя, как будто в ответе за войну, которую развязал Гитлер. Я хотела помочь закончить эту войну как можно скорее. Это было мое единственное желание». Актриса отказалась сотрудничать с фашистским режимом еще в 1937 году и, получив два года спустя американское гражданство, продолжала сниматься в Голливуде. В 1944-1945 годах она выступает с концертами на фронтах Северной Африки и Европы. За выдающиеся заслуги в 1947 году ее удостаивают американской медали «Свобода», а в 1971 году во Франции награждают званием офицера Почетного легиона. Вы увидите военный костюм Дитрих и ее пилотку и «поющую пилу», с которой она выступала. Вот фото, где она выступает перед американскими солдатами незадолго до их высадки в Европе. А вот она с русскими офицерами в 1945 году в освобожденном Берлине…
В 1964 году актриса приехала на гастроли в Советский Союз, внутри страшно переживая, как зрители примут немку. Выступала в Театре им. Пушкина в Ленинграде и в Театре эстрады в Москве, побывала на «Ленфильме», в Театре им. Евг. Вахтангова, сфотографировалась с Тамарой Макаровой и Цецилией Мансуровой, пообщалась с москвичами на улицах. Выступая в Доме писателей, опустилась на колени перед Паустовским. Перед всей русской литературой в его лице. Мы видим это фото, а рядом книгу писателя «Потерянные романы», изданную Калужским книжным издательством в 1962 году с его автографом, читаем письма к Марлен, где ее называют «товарищ», читаем ее откровенные строки о русских и понимаем, что звезду в постсоветской России отныне будут считать «своей». Вот эти строки: «Я люблю русских за их чувство юмора, за их страстные души, за их такие немещанские сердца. Они могут броситься в омут с головой и парить в небесных высотах, не сдерживая тепло своих чувств. Это впечатление я почерпнула из их литературы, и оно подтвердилось, когда я встретила русских в жизни». Есть ли такие вдумчивые читатели на современном Западе?!.
И, пожалуй, самый пронзительный экспонат. Последние 12 лет жизни Марлен Дитрих не покидала своих апартаментов на улице Монтень, 12 в Париже. Жила одиноко. Теряла зрение. И мы видим листок, расчерченный еще твердой ее рукой, – план комнаты и расположение в ней всего необходимого. Актриса ушла из жизни в 1992 году в 90-летнем возрасте. Жестока жизнь. Она не щадит самые эксклюзивные свои образцы.
Вера ДЕМИДОВА