САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Павел КОГАН:

«Музыка – это жизнь!» Когда оркестром дирижирует Павел Коган, в зале повисает та особая тишина, за которой без труда угадывается полифония бурных переживаний, вызванных музыкой в душах слушателей. Павел Коган, сын великого Леонида Когана, начал свою карьеру как скрипач, завоевав 1-е место на конкурсе им. Сибелиуса в Хельсинки, но состоялся по-настоящему как дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра.

«Музыка – это жизнь!»

Когда оркестром дирижирует Павел Коган, в зале повисает та особая тишина, за которой без труда угадывается полифония бурных переживаний, вызванных музыкой в душах слушателей. Павел Коган, сын великого Леонида Когана, начал свою карьеру как скрипач, завоевав 1-е место на конкурсе им. Сибелиуса в Хельсинки, но состоялся по-настоящему как дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра. Руководит он им почти 20 лет, осенью оркестру исполнилось 65.
Сегодня художественный руководитель и главный дирижер знаменитого оркестра, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, народный артист России Павел Коган отвечает на вопросы «СВ».

– Павел Леонидович, в консерватории вы обучались по классам скрипки и симфонического дирижирования. У вас были все предпосылки, чтобы стать хорошим скрипачом, но вы выбрали профессию дирижера. Почему?
– Ну, собственно, я с детства мечтал об этом. Но будущий дирижер сначала должен сформироваться как музыкант, дирижированию невозможно научиться в юном возрасте. Не скрою, мое умение владеть скрипкой очень помогает мне в дирижерской профессии. Это своего рода отправная точка, та база, без которой невозможно стать профессиональным дирижером.
– С какими проблемами пришлось вам столкнуться, когда вы уже начали дирижерскую карьеру?
– Прежде всего с недоверием к возрасту. Понятно, что всегда присутствует определенная доля скептицизма, когда за дирижерский пульт становится молодой человек и начинает руководить зрелыми людьми. Ну чем может удивить юноша целый оркестр?! Только профессионализмом! Музыканты должны поверить ему и пойти за ним. К счастью, мне удалось создать атмосферу доверия между дирижером и оркестром, и моя дирижерская репутация начала складываться. Конечно, бывали моменты, что-то не получалось, и я остро переживал это. Но продолжал работать над собой. Дело в том, что профессия дирижера требует концентрации всех сил, в нее надо очень много вложить самого себя. И этим я занимался годами.
– Кто из ваших учителей оказал на вас наибольшее влияние?
– Знаете, в профессии дирижера многое зависит от самого обучающегося, от его умения впитывать знания и опыт. Я учился дирижированию у Ильи Мусина в Ленинграде и у Лео Гинзбурга в Москве. Но дирижер и сам должен учиться работать с оркестром. Необходимо посещать репетиции мастеров, знакомиться с их манерой дирижирования. Этому я учился у Е.А. Мравинского, К.П. Кондрашина,
Е.Ф. Светланова. Вот, пожалуй, эти три личности и оказали на меня наибольшее влияние.
– Чем для вас является музыка?
– Самой жизнью. Музыка – это океан. Он бывает ласковым, но бывает и бурным, страшным.
– А чем, по-вашему, является дирижерская палочка для музыкантов оркестра?
– Путеводителем. С ее помощью дирижер управляет музыкантами, направляет их и напоминает о том, чем они занимались на репетициях.
– Как атмосфера зала влияет на дирижера? Как вы работаете со слушателями?
– Общение с залом идет на подсознательном уровне. Пропуская через себя великое произведение искусства, дирижер как бы передает его залу. А слушатели воспринимают музыку через личность дирижера, его мироощущение, чувства, темперамент. Все зависит от таланта «захватить» слушателя.
– Какими качествами руководителя должен обладать дирижер?
– Наша жизнь приобретает все более динамичный характер. И сегодня руководитель творческого коллектива должен быть не только артистом, но и хорошим организатором. С одной стороны, быть волевым и очень требовательным, а с другой – исключить палочную дисциплину, выхолащивающую музыку и свободу творчества. Музыканты оркестра должны уважать дирижера, вверяясь его видению искусства и следуя его творческим убеждениям.
– Каким образом формируется коллектив оркестра?
– Артисты оркестра подразделяются на солистов и тех, кто играет в общей массе. Говоря о формировании коллектива, следует отметить проблему дефицита молодых исполнителей. И это вопрос к музыкальным вузам – некем восполнять симфонические оркестры России. Система преподавания дала трещины, резко упал личностный уровень преподавателей, отсутствует дисциплина среди студентов. Ничего еще не умея, некоторые музыканты хотят получать огромные гонорары. А ведь творчество, как никакая другая сфера человеческой деятельности, предусматривает гигантские инвестиции без мысли о какой-либо прибыли. И только потом, когда человек становится личностью, он начинает получать достойное вознаграждение за свой труд.
Раньше выпускники консерваторий думали о том, как вырасти профессионально, а сегодня приходят с бумажкой, в которой написано, что они закончили консерваторию, но сыграть ничего не могут. А бумажку ту можно получить разными путями. По-настоящему же талантливых и профессионально обученных музыкантов единицы. И это еще не самое главное. Опыт игры в оркестре не приобретешь за две недели, это длительный процесс. Групповое музицирование, выковывающее из людей с инструментами специалистов, – адский труд.
– И как вы намерены бороться с проблемой кадрового голода и угрозой потери преемственности поколений?
– Там, где серьезно относятся к делу, всегда есть конкуренция. И если мы не можем найти кадры для оркестра в России, приходится задумываться о привлечении артистов из ближнего зарубежья. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить в наш оркестр белорусских музыкантов.
– Вы могли бы назвать имена самых талантливых музыкантов оркестра, которые выделяются своим мастерством?
– Оркестр, повторюсь, это команда. У нас в коллективе есть музыканты, отмеченные государственными наградами и званиями, но для меня они все равны. Был такой случай. Несколько десятков лет назад Московская консерватория праздновала юбилей. Кому-то пришла идея собрать выдающихся музыкантов, лучших студентов, профессоров консерватории, чтобы они сыграли все вместе на концерте. Замысел не удался. Поскольку каждый стал «тянуть одеяло на себя», считая себя главным в оркестре.
– Ваш оркестр находится на стыке двух юбилеев, как это сказывается на вашем мироощущении как дирижера?
– То, что наш оркестр был создан указом И.В. Сталина в 1943 году, доказывает, что руководство страны в те страшные годы придавало огромное значение воспитанию высокого духа в людях. Война рано или поздно должна была закончиться, а о душе народа необходимо было думать заранее. И, конечно, сегодня можно подводить итоги. Скажу одно – оркестр всегда должен двигаться вперед, иначе коллектива не станет. Я чувствую в себе много сил для придания импульса творческому развитию коллектива. Это касается и репертуарной политики, и выработки стиля исполнения.
– Вы считаете, что включение произведений западных классиков в репертуар оркестра воспитывает творческий коллектив. Почему?
– Истоки русской симфонической музыки – в творчестве М.И. Глинки. В Западной Европе она зародилась намного раньше. Творения западных классиков требуют от музыкантов и дирижера колоссальной концентрации, большого профессионального владения своим ремеслом. Есть определенные законы и правила исполнения классики. Вообще, мне думается, что одной из основных задач творческой личности является умение владеть разными стилями. Я не верю в артиста, концентрирующегося на каком-то одном направлении. Ведь кредо художника, посвященного в свою профессию, – постоянный эксперимент.
Предпочитаю обновлять репертуар, совмещать стили разных народов. В четырех наших программах мы, в частности, сыграем Третью симфонию Глазунова, Скрипичный концерт Хачатуряна, увертюру к фильму «Дети капитана Гранта» Дунаевского, Вторую симфонию Шумана, Концерт для альта с оркестром Уолтона, Восьмую симфонию Дворжака, «Половецкие пляски» Бородина из оперы «Князь Игорь», «Вальс» Равеля, Скрипичный концерт Бетховена, Четвертую симфонию Шостаковича. Посмотрите, какое разнообразие стилей! И это репертуар всего на полтора месяца.
– Часто ли оркестр выезжает на гастроли?
– В будущем сезоне планируем гастроли в Великобританию и США. В этом сезоне были в Италии. Но нам хочется ездить в первую очередь по России. Нас ждут во многих регионах страны. Но без помощи региональных властей будет трудно осуществить поездки, поскольку в коллективе у нас около 120 человек. И нам не справиться с организацией транспорта, размещением в гостиницах.
– А в Беларусь планируете приехать?
– В Минске, в филармонии – прекрасный зал. Планируем приехать туда на гастроли в 2010 году. Кроме того, коллектив оркестра готов принять участие в мероприятиях, посвященных Дню единения народов Беларуси и России, который отмечается 2 апреля.
– Занимаетесь ли благотворительностью?
– Несколько раз в месяц проводим концерты для социально незащищенных слоев населения. У нас есть специальная программа…
– Что ж, Павел Леонидович, спасибо вам за интересное интервью.
– Приходите на наши концерты. И все, о чем я рассказывал, вы сможете услышать в музыке.

Сергей ЯСЮНАС,
кандидат культурологии

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Fox News: Американцы требуют подтверждение жизни Байдена после выхода из выборов
  2. Приговоренный к смертной казни немецкий наёмник не стал обжаловать приговор
  3. В России хотят оставить без общежитий большинство студентов
  4. Москва может выделить Минску 100 млрд рублей на импортозамещающие проекты
  5. Вячеслав Володин встретился с Президентом Алжира
  6. Володин: Необходимо обеспечить реализацию соглашения РФ и Алжира о сотрудничестве
  7. ВСУ обстреляли село в Белгородской области, ранены двое детей
  8. Песков: НАТО продолжает продвижение своей военной инфраструктуры в сторону наших границ
  9. Польша грозится блокировать транзит товаров через Беларусь
  10. Роспотребнадзор: рисков завоза и распространения вируса Чандипура в России нет
  11. Песков прокомментировал слова Зеленского о возможности диалога с Россией
  12. Елена Афанасьева: За что мы платим миллионы «поющим трусам»?
  13. Песков: В Кремле не были удивлены решением Байдена выйти из предвыборной гонки
  14. В Донецке при обстреле ВСУ погибла женщина
  15. Владимир Путин встретился с гендиректором «РусГидро» Виктором Хмариным

Парламентское Собрание

После Никарагуа Вячеслав Володин отправился на Кубу

Для России эта страна всегда рядом, а далеко отправим тех, кто пытается нас уничтожить, вводя бесконечные санкции.

МНЕНИЯ

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Читайте также